Видео, где Элизбар играет на кельтской арфе, покорило весь YouTube. Эта музыка не просто завораживает – она погружает нас в сказочный мир крохотных эльфов и добрых фей. Венгерский мультиинструменталист виртуозно извлекает волшебные мелодии, помогая каждому пришедшему оказаться в стране его детства. Там побывал и корреспондент «Города молодых».Музыкант не первый раз дает концерт в Новосибирске, но в этом году он приехал вместе со своей группой Ann'Sannat, чья музыка представляет некую смесь из нео-фолка, нью-эйджа и неоклассики.
Концерт проходил в необычном на первый взгляд месте – йога-клубе «Снежный лотос». Такая камерная обстановка, как оказалось, важна для восприятия живого звучания арфы.
Разувшись и взяв с собой подушечку или коврик, люди проходили в зал и рассаживались поудобнее на полу. В полумраке горели свечи, помогая расслабиться и настроиться на правильный лад. Можно было прилечь и наслаждаться музыкой, забыв про обычное течение времени. Мелодии увлекали в далекое незабываемое путешествие, где каждый был сопричастен силам природы. «В трех-четырех звуках можно отразить и запах лужайки, и пар, поднимающийся над весенним озером, и запах утра – и даже всех утр мира. У меня удивительная арфа, с безумно красивым звуком – но, странное дело, каждый звук напоминает о боли, – то ли моей, то ли всеобщей», – так отзывается музыкант о своем любимом инструменте.
Концерт не ограничился игрой только на арфе, ведь Элизбар владеет десятками видов инструментов. Свое первое профессиональное музыкальное образование он получил по классу виолончели. Затем в его жизни появились блок-флейта и контрабас. А пришедшие имели возможность насладиться звучанием хомуса, перкуссии и всяческими дудочками. «Я играю на семействах инструментов. Почти все струнные, которые делятся на струнно-смычковые и щипковые, духовые (флейтовые продольные или поперечные тростниковые), перкуссионные и семейство мандолин. Я знаю принципы, которые изучал по другим методам, нежели это преподается в музыкальных заведениях, и могу этому научить любого, даже без особых способностей, главное – желание и упорство», – поделился с гостями музыкант.
Корреспондент «Города молодых» пообщался с некоторыми из гостей и задал каждому из них три вопроса.
1. Почему решили пойти на концерт?
2. Концерт оправдал ожидания?
3. Чем Вы занимались на концерте?Мария Добротина, организатор концертов Элизбара в Новосибирске:1. Я как администратор Элизбара должна была все проконтролировать. Когда в первый раз услышала его музыку в интернете, появилась мечта, чтобы он сыграл в Новосибирске. И я занялась организацией его приезда в город (это был первый мой опыт!). Так и вышло, что концерты по Сибири стали моей ответственностью.
2. Бесполезное дело – спрашивать впечатления от концерта у организаторов. Во-первых, меня значительную часть концерта не было в зале: я встречала запоздавших гостей, выводила тех, кому нужно было раньше покинуть место, и отвечала на телефонные звонки. А во-вторых, когда работаешь, трудно дистанцироваться и просто насладиться музыкой. К тому же у меня было несколько концертов Элизбара, и я могла насыщаться ими «по кусочкам».
3. Я следила за действиями в зале: чтобы не было посторонних шумов, чтобы пришедшие смогли свободно добраться до своих мест, а если места заняты, организовать для них новые. Чтобы у музыкантов не заканчивалась питьевая вода – у нас в Сибири сухой воздух, и музыканты с европейской части континента не успевают акклиматизироваться. И, в конце концов, заниматься продажей сувениров и дисков.
Михаил Тюрнев, администратор Новосибирского Кельтского Общества и новосибирской фолк-группы Street Fiddlers:1. Хотел пообщаться с друзьями и Элизбаром, с которым познакомился в марте 2008 года, когда он первый раз к нам приезжал.
2. Как и от всех концертов Элизбара, на которых я бывал – великолепное впечатление! Эта музыка раскрывает мне новые горизонты. Камерная обстановка, в которой он проходил, мне очень понравилась. Необычная концепция, достойная развития. Да и, мне кажется, музыку арфы именно так и нужно слушать.
3. Я просто слушал кельтскую арфу. Мне кажется, что этот древний инструмент задевает какие-то струны и в моей душе. Ведь недаром в Ирландии говорят, что хороший музыкант должен уметь сыграть на клэрсахе (ирландской арфе) три мелодии: радостную, чтобы все смеялись, грустную, чтобы все заплакали, и колыбельную, чтобы все уснули. Считаю, что у Элизбара это получилось.
Цветана Быкова, педагог джазового и уличного танцев, практикующий психолог в танцевально-двигательном подходе, ведущая тренингов «Сессии Аутентичного Танца»:1. Я люблю импровизировать, и для меня это было именно таким пространством. Опыт движения под такую музыку переоценить невозможно. Ритм, вибрации, чистота звука – оживает все пространство вокруг, оживает и воображение, движения становятся спонтанным, честными, искренними. Ощущение легкости, одним словом!
2. Да, мои ожидания полностью оправдались. Музыка – это мощная энергия и ресурс. Она лечит, вдохновляет, очищает. А эта к тому же еще и непосредственная, живая. Я влюблена! Мне очень понравился формат. Для меня это то, что надо. Я получила удовольствие всеми клеточками своей души, настолько внутри было легко и спокойно.
3. Я общительный человек и на концерте со многими познакомилась. Можно было свободно двигаться или просто вдумчиво сидеть, а если хотелось прилечь и прикрыть глаза, то делала это легко и без стеснений. И сразу в воображении оживали сказочные мотивы, словно я полностью растворилась в музыке. Такая свобода! Интересно, когда границы размыты между зрителем и сценой, тогда присутствует ощущение, что мы оба сотворцы, и это волшебно. Есть диалог, и ценен каждый.
Кристина Щукина:Еще Пифагор воздействовал мелодией и пением на больных людей, вылечивая болезни и страдания души и тела. Гости концерта могли не только слушать красивую игру инструментов, но и поправить свое здоровье. А арфотерапия сегодня – весьма популярная отрасль медицины.