Не так уж и много личностей в ирландской народной музыке, которые получили такую же известность в мире, как человек, о котором пойдет речь. Большинство "корифеев" ирландской музыки играют всю жизнь одно и то же на одном и том же инструменте. Томми Пиплз, Падди О'Брайен, те же Люк Келли и Dubliners никогда или очень редко выходили за жесткие рамки каких-либо жанров народной музыки, будь то баллада или традиционные ирландские танцы.
Если кто-то сейчас сомневается, что музыка - язык, для которого нет ни временных, ни пространственных границ, пусть обратит внимание на жизнь и творчество Энди Ирвина.
Певец, автор песен, и одаренный музыкант, неутомимый путешественник и экспериментатор, Ирвин своим редким талантом завоевал огромную аудиторию во всем мире. Он объездил полсвета, стоял у истоков лучших ирландских групп, впервые вынес на суд общественности незаслуженно неизвестную музыку Восточной Европы. Именно он привил ирландской аудитории интерес к балканской музыке, без которого коммерческая кельтская музыкальная индустрия сейчас уже немыслима.
Энди Ирвин родился 14 июня 1942 года в Лондоне, в семье ирландки и шотландца. Его мать была актрисой, поэтому неудивительно, что первыми в жизни увлечениями стали театр, и, конечно, кино. В возрасте десяти лет вместе со старшей сестрой он сыграл небольшую роль в фильме "История пяти городов" с участием весьма популярной звезды того времени Джины Лоллобриджиды, а в 1955 г. исполнил роль Пиноккио в детском телеспектакле.
Энди дебютировал на сцене в том же самом театре, в котором его мать сыграла свою прощальную роль. По его словам, участие во множестве телепостановок сделало его чересчур самоуверенным. Это не могло закончиться хорошо, и последней каплей стало то, что кинокомпания вырезала все кадры с его участием из фильма, на который он возлагал большие надежды.
Одновременно с театральной карьерой Энди занимался классической гитарой, но после нескольких лет подобной практики разочаровался в менуэтах и гавотах, и с нетерпением стал ожидать нового увлечения, которое, как он надеялся, вдохновит его всерьез и надолго. В 15 лет он увлекся скиффлом, и, немедленно бросив классику, создал группу из трех человек, называвшуюся A1 Skiffle Group, которая, по его словам, "не имела большого успеха".
На обложке одного из альбомов групп, играющих скиффл, Ирвин нашел имя, привлекшее его внимание очень надолго. Это был Вуди Гатри, знаменитый американский автор-исполнитель баллад. Энди немедленно отправился в магазин, купил пластинку Гатри, и был впечатлен до такой степени, что понял, что нашел то самое вдохновение, которого ждал.
Посещая концерты групп, играющих подобную музыку, Энди познакомился с человеком, лично знающим Вуди Гатри, и вскоре знакомство переросло в дружбу. Именно Джек Эллиот научил молодого музыканта игре на губной гармошке в стиле Гатри. Теперь такую игру можно услышать на первом альбоме Sweeney's Men.
В это же время мать Ирвина умирает от рака, и Энди устраивается работать на Би-би-си. Свободное время он проводит в пабе недалеко от места работы, где знакомится со многими ирландцами, музыкантами и поэтами. После завершения двухгодичного контракта с телекомпанией он решает ехать в Дублин…
А в Дублине в это время (ранние 60-е), начинают собираться люди, которым в будущем суждено возродить ирландскую народную музыку и сделать ее известной всему миру. Здесь Энди живет практически впроголодь, впрочем, он не один такой. В пабе О'Донохью он знакомится с людьми, которым суждено стать ключевыми фигурами в будущем народной музыки. Это Ронни Дрю, Люк Келли, Джонни Мойнихан.
Они ездят по всей стране на различные фестивали. Как говорит Энди, "люди смотрели на нас косо. Мы были для них битниками. Бородатые, спали на сеновалах и очень много пили".
Он учится играть на мандолине, и Джонни Мойнихан показывает ему, как сделать так, чтобы ее звук был похож на звук банджо - результаты можно услышать все на том же первом альбоме Sweeney's Men.
В 1965 году знакомые, приехавшие из Дании, рассказывают ему множество историй, от которых ноги "начинают зудеть от жажды странствий", и в конце того же года Энди и голуэйский музыкант Джо Долан отправляются в Европу, и играют на улицах Мюнхена и Вены.
А в 1966 он снова в Ирландии, и, чтобы заработать на жизнь, собирает группу из себя, Джо Долана и вездесущего Джонни Мойнихана, который вскоре как раз начинает учится играть на греческом народном инструменте под названием бузуки (забегая вперед, скажу, что сейчас без бузуки не обходится практически ни одна группа, играющая ирландскую музыку.)
Группу называют по имени языческого короля Суибне. В этом названии молодым музыкантам видится какой-то протест против засилия церкви в тогдашней Ирландии. Так появились легендарные Sweeney's Men…
Они ездили с концертами по всей стране. "Где-то по пути мы и стали профессиональными музыкантами…".
Зимой они записывают свой первый сингл Old Maid in the Garret/The Derby Ram/Sullivan John, который поднимается до шестого места в национальном хит-параде. После этого Джо Долан покидает группу, и на его место приходит мандолинист и гитарист Терри Вудс. С ним они записывают второй сингл, Waxie's Dargle/Old Woman in Cotton.
Ранней весной 1968 года "Люди Суини" выпускают свой первый одноименный альбом на Transatlantic Records. К тому времени Ирвином опять овладевает жажда путешествий, и он отправляется в Восточную Европу, в Болгарию и Румынию. На его место в группу берется Генри МакКуллох.
Полтора года Энди мотается по восточноевропейским странам, слушает и восторгается местной музыкой, покупает музыкальные инструменты, на которых, впрочем, он до сих пор так и не научился играть.
Когда он возвращается в Ирландию в конце 1969 года, "все уже совсем по-другому". Он рад бы снова воссоединиться со Sweeney's Men, но группа уже на грани распада.
Через некоторое время Энди встречается со старым знакомым Доналом Ланни, с которым начинает репетировать и выступать по клубам и пабам.
В это время в Англии становится популярным Кристи Мур, и люди с Transatlantic Records предлагают ему записать альбом. Тот соглашается, и решает сделать это в Ирландии. Для помощи в записи Мур зовет Ирвина, Ланни и других. Они собираются вместе в доме родственников Мура в Просперосе, графство Килдэр и записывают альбом "Prosperous". Многие, в том числе сам Ирвин, считают именно этот альбом первым альбомом Planxty.
Кристи Мур начинает все чаще приезжать в Ирландию, и, наконец, остается насовсем. Для того, впрочем, чтобы тут же предложить Ирвину и Ланни создать свою группу. Те с радостью соглашаются. Окончательно первый и основной состав Planxty формируется с приглашением в нее замечательного народного музыканта, духовика и волынщика Лиама О'Флинна. С тех самых пор звук бузуки и мандолины Ирвина и Ланни, дополненный гитарой Мура и насыщенный волынкой О'Флинна становится уникальным, удивительно органичным и в то же время совершенно неповторимым, собственным пониманием традиции четырьмя великим музыкантами.
Первый альбом, созвучный названию группы, вышел в 1972 г.
В 1973 году, после записи второго альбома "The Well Below The Valley" Донал Ланни покидает Planxty и на его место берется все тот же Джонни Мойнихан.
Но вскоре Ланни ненадолго возвращается для того, чтобы записать третий, и последний накануне первого распада альбом, "Cold Blow And Rainy Night". В том же году уходит Кристи Мур. Его заменяет гитарист Пол Брэди.
Летом 1975 года группа распадается в первый раз.
Энди в дуэте с Полом Брэди гастролирует по Европе. В это время старый друг Алек Финн приглашает его в De Danann, с которыми Ирвин выступает на нескольких фестивалях в Германии. Одновременное участие в двух коллективах не приводит ни к чему хорошему, и результатом становится уход из De Danann и разрыв отношений со скрипачом Фрэнки Гэвином, лидером группы, который, как говорит Энди, "до сих пор еще не простил меня за столь неожиданный уход в такое горячее время". От сотрудничества Энди с De Danann остались только записи выступлений на фестивалях - ни одного альбома с ним группа записать не успела.
В 1976 году дуэт Ирвина и Брэди при поддержке Донала Ланни и известного скрипача Кевина Бурка записывает свой единственный альбом. Вскоре Брэди женится и отходит от концертной деятельности. Ирвин продолжает разъезжать по Европе с концертами, но уже с другим гитаристом - Миком Хэнли.
В конце 1978 года ситуация такова: Кристи Мур выступает со своей собственной группой, Донал Ланни с Bothy Band, Лиам О'Флинн соло, и Ирвин в дуэте с Хэнли. И снова предложение исходит от Кристи: на этот раз о возрождении Planxty в первоначальном составе. Ланни покидает Bothy Band и приводит с собой возможно лучшего на то время ирландского флейтиста Мэтта Моллоя.
Группа выезжает на самые долгие в своей истории гастроли. Это был рекорд в их карьере - 45 выступлений за 58 дней.
По окончании записи первого после воссоединения альбома "After the break" Моллой уходит в Chieftains.
Одновременно с участием в реформированной Planxty Ирвин продолжает сольные выступления и записывает свой первый сольный альбом "Rainy Sundays.. Windy Dreams".
В 1980 году Planxty записывает альбом "The Woman I Loved So Well", на котором партии фортепьяно играет Билл Уилан, позже прославившийся как автор музыки к танцевальному шоу "Riverdance".
Кристи Мур и Донал Ланни все больше и больше увлекаются своим новым проектом Moving Hearts, и Planxty дает концерты все реже и реже. Записав еще один альбом, "Words and Music" вместе, они уходят, чтобы полностью сосредоточиться на Moving Hearts. Planxty едут в последний тур уже без них, и на этом история группы заканчивается. Кто знает, может быть, мы еще увидим их вместе?
А наш герой опять едет на Балканы, живет в Венгрии и играет местную музыку, которую давно полюбил всей душой. Там он... конечно, создает группу. Музыканты из Голландии, Венгрии, Дании плюс все тот же Донал Ланни берут имя Mosaic.
После успешной серии концертов группа распадается из-за проблем с репетициями - слишком много людей из разных стран участвовали в ней.
В 1986 году после гиперуспешной серии концертов Ирвина в США вместе с Кевином Бурком и Арти МакГлинном рождается первая ирландская "супергруппа" - Patrick Street. Вскоре к уже звездному составу добавляется еще одна звезда - в прошлом один из самых ярких музыкантов классического состава De Danann, известный гармонист Джеки Дейли. Первый альбом был записан в 1987 году, и стал настолько успешным, что группа, которую многие считали "калифом на час", сборищем известных музыкантов для заработка денег, на волне его успеха и благодаря высочайшему классу музыкантов записала еще четыре альбома и успешно существует по сей день. Последний альбом Patrick Street - сборник лучших вещей группы - вышел в прошлом году. Продолжая работать с Patrick Street, Ирвин не прекращает сольной карьеры и находится в постоянном творческом поиске.
В 1991 г. Энди записывает второй сольный альбом "Rude Awakening".
В середине 1993 г. Ирвин вместе с Биллом Уиланом и волынщиком Дэйви Спиллейном записывает еще один альбом, на этот раз целиком составленный из восточноевропейской музыки - "East Wind".
В 1997 г. он открывает собственный лейбл, и выпускает на нем еще два сольных альбома.
В настоящее время он продолжает ездить по Европе с концертами, на которых исполняет как ирландские и восточноевропейские народные песни, так и собственные авторские композиции.
На этом пока заканчивается история Энди Ирвина, одного из самых выдающихся ирландских музыкантов последних тридцати лет. Но жизнь на этом не заканчивается. И мы очень надеемся, что зуд путешествий когда-нибудь да приведет Ирвина в Россию, ведь, как сказал один американец, "когда я приезжаю куда-либо, Энди уже здесь был, или же будет на следующей неделе".