Бойран (bodhrán) - пустотелый одномембранный барабан того типа, который бытует во многих культурах по всему миру. Его использование в современной традиционной музыке обязано главным образом игре на нем покойного Шона О'Риады, который в своих аранжировках для "Ceoltoiri Cualann" (впоследствии "Чифтейнз") предпочитал его пружинному барабану, на котором играли в кейли-бэндах... Ранее Бойраны были связаны с ежегодными набегами ряженых или Крапивников, которые били в них, чтобы производить побольше шума - ирландское слово
bodhrán означает "глухой" или "оглушительный". Шум иногда подчеркивался добавлением ударов по бортику в тамбуринном стиле, и бодран иногда называют в некоторых частях Ирландии тамбурином. На самом деле, некоторые предполагают, что
bodhrán – это видоизмененное 'bourine.
Кожа, применяемая для бойрана - почти обязательно козлиная; пользуются также телячьей и даже собачьей, и надежные источники сообщают, что сколько-то лет назад в Дублине существовал целый круг поставщиков собак.
Возведение О'Риадой бойрана до положения музыкального инструмента оправдало себя во многих областях; однако, справедливости ради, следует сказать, что многие музыканты относятся к нему с презрением или, в лучшем случае, с подозрением. Покойный Шеймас Эннис на вопрос, как играть на бойране, отвечал "перочинным ножом". На то есть свои причины. Со стороны кажется, что на бойране играть легко: немузыканту, который хочет считать себя музыкантом, бойран кажется легко добываемым пропуском в общество избранных. Или, может быть, он смотрит на музыку как на забаву, к которой каждый может или должен присоединиться. Какими бы ни были мотивы, результаты иногда бывают отвратительными. Бойран может хорошо помочь в концерте или в соло. Комбинация флейты и барабана тоже давно испытана, и многие флейтисты любят аккомпанемент хорошего бойрана.
Поскольку барабан - одномембранный, манипулируя ладонью, пальцами и рукой внутри него, можно получать различные изменения высоты и тембра звука, и некоторые виртуозы, например, Джонни МакДоннах из "Де Дананн", развили эту технику до очень высокого уровня: они могут следовать мелодической линии пьесы или обыгрывать ее. Некоторые музыканты также варьируют звук, играя несколько тактов по бортику бойрана или по гвоздям, которые держат кожу. Этот эффект временами несколько похож на автоматную очередь, и если вы не подготовлены, он может вредно сказаться на нервах.
Уникальность бойрана заключается в использовании при игре палочки с двумя наконечниками, которая ударяется по мембране то одним, то другим концом, что позволяет значительно сократить интервал между ударами. Эта палочка имеет особое название - "кипин”. Вторая рука (как правило, левая) используется для приглушения мембраны и изменения высоты звука. Такая техника игры – самая распространенная в Ирландии. Она не используется ни в каком другом рамочном барабане. Почему стала использоваться палочка до сих пор не известно.
Иногда используется и одноконечная палочка, но тогда приходится делать больше движений кистью для исполнения аналогичных по скорости ритмов.
Также существует абсолютно другой стиль игры на бойране, напоминающий технику игры на среднеазиатских рамочных барабанах. Впервые более или менее "узаконил” этот стиль игры на бойране (без использования палочки, а только пальцами) Глен Велез (Glen Velez) – один из величайших перкуссионистов современности
При игре в группе бойран - по примеру, вероятно, джазовых барабанщиков - иногда играет соло. Это может быть удачной находкой, но рекомендуется к использованию только среди отдающих себе отчет, взрослых людей.
Бойран относится к классу рамочных барабанов, что означает, что глубина обода меньше половины диаметра мембраны, хотя существуют и некоторые разновидности бойрана с более широким ободом. Последние, обычно, попадают в класс цилиндрических барабанов. Тем не менее, техника игры для цилиндрическом бойране аналогична технике игры на рамочном, просто в этом случае для удержания инструмента делается специальное отверстие в ободе. На внутренней стороне барабана прикрепляются деревянные планки, чаще всего крестообразно, но иногда и в форме буквы Т. В некоторых бойранах может быть просто одна планка. Эти планки позволяют крепче удерживать инструмент в руке.
Исследователи считают, что бойран произошел от персидских рамочных барабанов (деф), а в Ирландию он попал примерно в VIIв.