В маленькой ирландской деревушке Селбридж жил Артур Прайс. Он был архиепископом и не хотел погружаться в мирскую суету. Для этого он нанял в услужение местного жителя Ричарда Гиннесса, который успешно совмещал обязанности посыльного и управляющего. Вести хозяйство ему помогал сын Артур. Так началась история одной из самых знаменитых в мире пивоваренных компаний, основателем которой стал Артур Гиннесс.
Юный Артур ходил в школу, а в свободное время вместе с отцом в подвале дома архиепископа варил эль. Однажды он пришел на работу, как обычно, и узнал, что хозяин скончался. Это случилось в 1752 году. Щедрый мистер Прайс оставил в наследство им с отцом по 100 фунтов.
На эти деньги Артур смог позволить себе в 1756 году арендовать небольшую пивоварню в Лейкслипе, где вместе с младшим братом Ричардом он начал варить эль на продажу. Через три года 34-летний Артур передал дела брату, а сам перебрался в Дублин. Там он подыскал давно не работавшую пивоварню на юго-западе города. Аренда стоила 45 фунтов в год, а снять ее можно было на почти бесконечный срок — 9000 лет. Конечно, такие выгодные условия не могли не привлечь Артура, и он подписал контракт.
В 1799 году Артур Гиннесс принял судьбоносное решение: он прекратил производство эля и начал варить темное пиво с кремовой пеной, ставшее впоследствии фирменным продуктом компании. В 1803 году в возрасте 78 лет Артур Гиннесс скончался. О его жизни сохранилось немного информации, зато свидетельств финансового успеха предостаточно. Известно, что в наследство жене и детям Артур оставил 25 тыс. фунтов (примерно 865 тыс. фунтов на нынешние деньги). Из десяти его выживших детей (а всего у Артура их было 21) трое — Артур II, Бенджамин и Уильям Ланнел — продолжили дело отца и стали первыми представителями могущественной династии Гиннессов, или «гиннастии», как ее иногда называют.
Когда умер отец, второму Артуру Гиннессу исполнилось 35 лет. Поскольку они с отцом много лет работали вместе, ни в пивоварении, ни в управлении бизнесом сын не был новичком. В 1803 году Артур II взял на себя бразды правления компанией, которая продавала 809 тыс. галлонов пива Guinness в год. Через 52 года, ко времени его кончины, ежегодные продажи выросли до 4 млн галлонов.
В итоге при Артуре II уровень продаж рос на 10% каждый год. Войны Наполеона привели к экономическому спаду, но благодаря умелому руководству Артура пивоварня выстояла. Также Артур стал управляющим банка Ирландии, президентом дублинской торговой палаты, членом общества фермеров Ирландии. Он продолжал работать до последних дней жизни и дожил до 87 лет, в своих достижениях значительно превзойдя отца. Только личное состояние Артура II (не считая средств, размещенных им в семейных трастовых фондах) составило около 9 млн. фунтов в пересчете на теперешние деньги.
Его преемником стал третий сын — Бенджамина Ли, который руководил компанией последующие 13 лет. В 1851 году Бенджамин Ли был избран лорд-мэром Дублина, а в 1867 году по совокупности заслуг ему был пожалован титул баронета. Таким образом, потомки простого конюха из Селбриджа поднялись по социальной лестнице еще на одну ступеньку выше. Бенджамин Ли умер в 1868 году, продолжив традицию старших Гиннессов — оставлять своим детям гораздо большее наследство, чем получили они сами. Его состояние оценивалось в 1,1 млн фунтов (65 млн фунтов по сегодняшнему курсу).
Четвертым по счету Гиннессом, возглавившим семейное дело, стал Эдвард Сесил. Он получил титул лорда Иво, а умер, будучи вторым в списке самых богатых англичан (к тому времени Эдвард Сесил Гиннесс перебрался в Лондон). При Эдварде Сесиле в 1886 году компания стала публичной, семья оставила за собой контрольный пакет акций.
Вторым лордом Иво стал Руперт Эдвард Сесил Ли Гиннесс. Его правление примечательно тем, что при нем компания впервые начала заниматься рекламой пива. В то время всю британскую экономику охватил масштабный кризис, который привел к падению уровня продаж. Поэтому появление рекламы было, скорее, вынужденной мерой. С Руперта Гиннесса начался закат династии, представители которой стали выполнять в компании все больше декоративные функции. После Второй мировой войны они переманивали из других фирм профессиональных менеджеров и передавали им оперативное управление компанией. Прежним оставалось лишь ее название — Arthur Guinness` Son & Co., Ltd.
Бенджамин Гиннесс, третий лорд Иво, унаследовал титул в 1967 году. Тогда же он стал председателем правления Guinness — последним из Гиннессов, кто возглавлял семейный бизнес. В 1986 году из-за слабого здоровья Бенджамин Гиннесс ушел с поста председателя правления. Его место занял первый не-Гиннесс — Эрнест Сондерс, который не только юридически, но и фактически возглавил компанию.
Последние пятнадцать лет стали для компании чрезвычайно бурными. Были в них и громкий международный скандал, и несколько лет борьбы за восстановление подмоченной репутации, и постепенная реабилитация. Но все это уже история другой фирмы, которую с детищем Артура Гиннесса связывает только название.
Свое первое рекламное объявление Guinness разместила в газете Daily Chronicle в 1929 году. Оно гласило: «Качеству и только качеству Guinness обязана тем, что сумела стать крупнейшей пивоваренной компанией в мире». Чуть позже родился знаменитый слоган: «Guinness is Good For You» («Гиннесс» — это хорошо для вас«). На первый непрофессиональный взгляд кажется, что это слишком просто, однако, сознанием потребителя легко схватывается.
Первым рекламным „лицом“ компании стал пеликан, пытающийся удержать на своем клюве семь кружек пива. За ним последовал страус с застрявшим в горле стаканом Guinness. Эта реклама вызвала поток писем от любителей пива, недоумевавших, как стакан мог попасть страусу в горло. Художник Джон Гилрой объяснил, что страус пытался подражать морскому льву из цирка, жонглируя стаканом на кончике клюва, а затем подбросил его в воздух и проглотил, чтобы бесценный продукт не пропал зря. Мораль проста: даже страус, который не умеет правильно пить пиво, прекрасно понимает, что Guinness — это хорошо. В 1935 году на свет появился тукан, который стал, возможно, самой известной из птиц, когда-либо рекламировавших Guinness. Еще один знаменитый плакат от Джона Гилроя изображал человека, несущего, судя по всему, очень тяжелую скамейку. Рекламный слоган на этот раз звучал: „Guinness — for strength“ („Гиннесс“ — для сильных»). Сын художника, инженер по профессии, указал отцу, что человек неправильно несет скамью, и что в жизни он не смог бы удержать ее в таком положении. Гилрой прислушался к совету и переделал плакат. Плакат приобрел такую популярность, что завсегдатаи баров стали просить вместе с пивом принести им такую же лавку, чтобы они тоже могли попробовать свои силы.
Затем компания Guinness стала последовательно размещать рекламные объявления в ведущих британских еженедельных и ежемесячных журналах, аудитория которых была более утонченной. Для ее привлечения требовался более оригинальный подход. И Guinness стала использовать пародии на известные стихи. Среди авторов, подвергшихся переделке, были Эдвард Лир, Джеффри Чосер, Генри Лонгфелло, Уильям Вордсворт и Джон Китс. Особенный успех имела пародия на стихи Льюиса Кэрролла. Доподлинно известно, что после ее публикации объем продаж «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» резко вырос.
Также Guinness начала размещать рекламу в университетских изданиях. Чтобы привлечь внимание образованной аудитории, рекламисты компании сочинили стихи на латыни. Эта затея также оказалась удачной, причем настолько, что некоторые стихи вместе с сопровождавшими их рисунками перепечатала газета The Times. Это едва ли не единственный случай, когда какой-либо продукт рекламировался в английском издании на латинском языке.
В ноябре 1951 года управляющий директор компании Guinness, сэр Хью Бивер, охотился в графстве Уэксфорд на юго-востоке Ирландии, и там с ним произошел знаменательный случай. Он увидел пролетавшую мимо ржанку, прицелился, выстрелил и промазал. Вечером, попивая в местном пабе пивко вместе с приятелями, он вспомнил о своей неудаче. Один из собеседников, чтобы утешить друга, предположил, что Бивер просто не мог не промахнуться, так как золотистая ржанка — самая быстрая птица в мире. Это утверждение было немедленно опровергнуто другим участником попойки, который считал, что есть птицы, которые летают быстрее. Спор о скоростных возможностях ржанки натолкнул Бивера на мысль о том, что каждый вечер посетители 85 тыс. с лишним пабов в Великобритании и Ирландии обсуждают вопросы, подобные этому. А как было бы неплохо, если бы в процессе дискуссии они могли обратиться к авторитетному источнику, в котором были бы собраны сведения о «мировых рекордсменах» в самых разных областях. Такое издание сразу же стало бы бестселлером, подумал Бивер, и начал действовать. Вернувшись в лондонский офис, он рассказал о происшествии своему коллеге Кристоферу Чатэуею. Вдвоем они решили пригласить на ланч братьев Норриса и Росса Макуиртеров, которые владели информационным агентством в Лондоне. Встретились, переговорили и приняли решение совместно выпускать Книгу рекордов Гиннесса.
Первое издание уникальной книги вышло в августе 1955 года. Бивер оказался прав: книга немедленно заняла первое место в списке бестселлеров. За первые несколько месяцев было продано более 50 тыс. экземпляров. А к 1956 году объем продаж перевалил за отметку 5 млн. экземпляров. Первое неанглийское издание было французским, оно появилось в 1962 году. Сегодня Книга рекордов Гиннесса издается на 18 языках.
В 1974 году было продано 23,9 млн. экземпляров Книги, после чего ее признали самой продающейся из всех защищенных копирайтом книг. Таким образом, Книга рекордов Гиннесса сама стала рекордсменом.
Источник: http://brandhistory.ru/artur-ginness-arthur-guinness-guinness-istoriya-sozdaniya-brenda/ |