Есть старое предание о Херне,
Что был давно лесничим в здешнем парке:
Он будто бы зимою по ночам,
Украшенный рогами, дуб обходит,
Деревья сушит и скотину портит,
Удой кровавит и гремит цепями,
Внушая всем смятение и страх.
Вы слышали и знаете прекрасно,
Что деды эту сказку принимали
За истину; таким же перешел
И к нам о Херне-егере рассказ...
Уильям Шекспир,
"Веселые виндзорские кумушки"
акт 4 сцена 4
Шекспир завершил это произведение в 1597, и для местного колорита добавил вышеупомянутую историю, прежде, должно быть, бывшую малоизвестной местной легендой. Никаких более ранних упоминаний имени Херне не существует.
Европа изобилует историями о Дикой Охоте, и Херне - лишь один из Диких Охотников. Среди других - Аравн - валлийский Бог Иного Мира, Карл Великий, Фредерик Великий, король Артур, скандинавский Бог Один, ранний британский король Херла, Дьявол, сэр Фрэнсис Дрэйк, и даже... Рождественский Дед.
Самое подробным (но не обязательно самым подлинным) было описание в новелле "Виндзорский Замок" Харрисона Эйнсуорта, написанной в 1843, которая рассказывает об этом примерно следующим образом... Согласно легенде, Херне был егерем на службе у короля Ричарда II (1377-1399 гг.), и следившим за Виндзорским Лесом. Как-то раз он спас жизнь короля, подвергшегося нападению загнанным в угол белым оленем, но и сам был смертельно ранен этим оленем. Местный знахарь вернул ему его здоровье, но сделал это странным образом - он укрепил рога мертвого зверя на голове егеря. Вскоре охотник поправился, но "побочным эффектом" исцеления оказалось то, что Херне утратил все свои прежние охотничьи навыки. Другие королевские егеря выставили его вором, в результате чего он потерял королевское доверие. Его тело нашли на следующий день, висящим на ветке одиноко стоящего дуба. Этот дуб в парке возле Винздорского замка сохранился и по сей день.
Затем, как гласят предания, призрак Херне часто посещал Виндзорский Лес (покрывающий весь Восточный Беркшир и часть южного Бакингемшира, северо-восточный Гэмпшир и северо-западный Суррей). Дальнейшие детали можно обнаружить в местном фольклоре. Его рогатую фигуру часто видят возле того дерева,на котором он повесился, известного и теперь как "дуб Херне", но чаще всего - скачущим по лесу верхом, сопровождаемой другими охотниками и захваченными душами тех, кто столкнулся с ним в лесу. Появление Херне является плохим предзнаменованием для страны и, особенно, для королевской семьи. Его фигура испускает фосфоресцирующее свечение, и сопровождается демоническими собаками, совой и другими лесными созданиями.
Воображаемое местоположение Дуба Херне было в течении многих лет, вопросом местных гипотез и домыслов. Некоторые карты изображали его к северу от резиденции Фрогмор в Виндзорском Большом Парке. Это место, как полагают, является правильным, однако тот дуб, который, возможно, видел Шекспир, был срублен в 1796. Королеве Виктории был показан уже другой дуб на другом участке. Но и это новое дерево до наших дней не дошло - оно упало в бурю в 1863, однако вырезанные из него сувениры широко разошлись по стране, попав даже в кабинет самой королевы. Это, однако, была исправлено ее сыном, королем Эдуардом VII, который в 1906 посадил дуб, названный "дубом Херне".
Многие считают Херне лишь позднейшим развитием образа Кернунноса, кельтского Рогатого Бога, известного как в Великобритании, так и в Галлии. Эта идея в значительной степени основана на схожести их имен. Есть версия, согласно которой имя "Херне" - звукоподражательное слово, отображающее призыв самки оленя к самцу.
"Херне" мог быть англосаксонской версией имени или попыткой произношения имени Кернунноса - предположительно, окончание -"os" утратилось после долгого времени, или же под влиянием германских правил произношения, "К" изменилось на "Х" , или же "Херне" является староанглийским вариантом произношения слова "horn"- "рог".
Легенда о Херне, однако очень локальная - она не встречается вне Беркшира и областей ближайших округов, занятых прежде Винздорским лесом.
Однако возможно и другое обьяснение легенде о Херне и его Дикой Охоте. В эпоху Темных Веков Виндзорский Лес был населен язычниками - англо-саксами, которые поклонялись собственному пантеону, включая и Одина, который нередко мчался по ночному небу с его собственной Дикой Охотой.Он также повесил себя на дереве (правда, не на дубе, а на ясене), чтобы получить руны, но лежит ли этот эпизод скандинавской мифологии в основе истории Херне, или следует считать ее лишь саксонской переработкой оригинального, возможно, ныне утраченного кельтского мифа, остается неизвестным.Этот вариант мифологического смешения, кажется, произошел с другим мифом о Дикой Охоте, связанной с мифологической фигурой короля Херлы.