Древние жители
Ирландии и Британии, которые построили мегалитические сооружения, очевидно
придавали солнцестояниям и равноденствиям большое значение, так как некоторые
памятники того времени, например Стоунхендж, Калланиш и Каэр Лугкрю ориентированы
на эти даты.
В период осеннего равноденствия в широтах Британских
островов наблюдается интересный лунный феномен, который не могли не заметить
местные жители. Полная луна, ближайшая к осеннему равноденствию, восходит
сразу после захода солнца и долго держится вблизи горизонта, что визуально
увеличивает ее, а иногда и придает ей красноватый оттенок. Кельты называли её
Луной Урожая или Поющей Луной. Свет этой луны был для древних кельтов
благословением, так как позволял проводить больше времени на полях в работе.
Работа под светом луны равноденствия всегда сопровождалась громким пением и
танцами, отсюда и второе её название.
В это же время в природе начинается миграция птиц, что
отмечает окончание сельскохозяйственного сезона, и начало сезона охоты.
Некоторые ученые считают, что у древних кельтов не было
особого праздника для осеннего равноденствия, и что традиция отмечать этот
день пришла к ним с англо-норманнами.
С приходом христианства праздник Осеннего Равноденствия
был замещен праздником св. Михаила (29 сентября), который полностью вытеснил
имена кельтских богов, в честь которых проводилось празднование, но вобрал в
себя большинство языческих обрядов и традиций, присущих данному дню, об этих
традициях далее и пойдет речь.
В Ирландии праздник св. Михаила или Майклмасс отмечал
конец урожая. К этому дню созревали поздние зерновые, например ячмень. Обряды,
совершаемые на полях, идентичны тем, что проводятся на Лунасу, поэтому нет
смысла останавливаться на них более подробно. Однако стоит заметить, что последний
сноп в этот праздник часто сжигался, символизируя, что дух растительности
уходит на покой до весны. Также для схожих целей мог использоваться Плетеный
Человек.
Фермеры же подсчитывали, сколько животных они смогут
прокормить за зиму, а скольких стоит продать или заколоть, чтобы заготовить
мясо.
В период осеннего равноденствия устраивалось множество
ярмарок. Например, ярмарки лошадей, сыра и пр. Интересно то, что многие ярмарки
долго сохраняли пережитки языческих обрядов осеннего периода. Зачастую они начинались
с «жертвоприношений» - перед началом закалывали несколько крупных животных,
готовили их в яме с углями так, чтобы голова с рогами не пострадала от огня.
Затем мясо раздавали участникам. На ярмарках проходили процессии с ряжеными,
которые часто показывали сценки на мифологическую тему. Молодые мужчины
исполняли танцы с рогами и шкурами, танцы с мечами и луком и стрелами, что явно
свидетельствует об их некогда ритуальном значении, и может расцениваться как ритуальный
танец групп молодых охотников перед началом сезона охоты. Кроме того, на
Майклмасс проходила ярмарка найма, где богатые фермеры нанимали себе рабочих на
зиму. Также это было время выплат ренты и налогов.
Так как это время связано с миграцией птиц, то
традиционным блюдом была птица, а в более позднее время на Майклмасс – Fomhar
na ngean – запеченный
гусь по-ирландски. Гуся надо было непременно съесть до 30-го сентября и
погадать на погоду по его грудной кости. Если кость просвечивает на свет, то
зима будет теплой, если кость толстая – то зима будет лютой, а если она
крапчатая, то погода будет неустойчивой. При этом передняя часть кости
обозначала первую половину зимы, а нижняя – вторую, после Рождества.
Другим традиционным блюдом был пирог. Предположительно,
это был пирог с ежевикой, так как согласно ранней христианской легенде, на
Майклмасс Сатана упал в куст ежевики и проклял её, поэтому после праздника
ежевику уже не собирают. В некоторых районах Ирландии также пекли традиционные
пресные лепешки. Символами праздника считались «перчатки, гуси и имбирь».
Перчатка означала доброту лорда к жителям деревни, гусь – удачу и благополучие
на год, а имбирь защищал от болезней.
Еще одна интересная традиция Майклмасса – это посадка
деревьев. Считалось, что деревья, посаженные в этот день, обязательно приживутся
и будут здоровыми. Отличие географических условий Ирландии и Шотландии привело
к тому, что в Шотландии концом лета считалось осеннее равноденствие. Основной
лейтмотив обрядовМайклмасса,
сохранивших языческие корни, это плодородие.
В ритуалах этого дня большую роль играла морковь. За
несколько дней до праздника женщины и девушки отправлялись в поля на сборы
моркови. Они выдергивали её руками или выкапывали небольшой лопаткой, приговаривая:
«Потомства, самого лучшего потомства, потомства моему чреву». Дома женщины мыли
морковь и связывали в небольшие пучки, обвязывая красной нитью в три оборота.
В центре обрядов этого дня также были и лошади. Жители
Шетландских и Оркнейских островов приводили своих лошадей к мегалитам и
обводили их вокруг камней три раза по ходу солнца. Все паломничества в этот
день совершались верхом на лошади. Для этого можно было совершенно безнаказанно
украсть лошадь, однако, по завершении праздника, её надо было вернуть хозяину.
На мессе в Шотландии благословляли ягнят и лепешки, а
после молитв верхом совершался круговой объезд часовни или менгира. Даже
святого Михаила шотландцы изображают верхом на коне. Девушки в это время
дарили юношам пучки моркови с пожеланиями «потомства и благополучия», на что юноши
отвечали тем же. Затем начинались необычные скачки. Лошадь была без седла и
уздечки, а всадник обязательно босой и без головного убора.
Главными шотландскими блюдами этого дня были ягненок,
обязательно мужского пола с белой шкурой, и особый вид лепешек «струан» из
первых зерен урожая. Для их изготовления брали зерна всех сортов. Молоть муку
можно было только на ручной мельнице, а месить тесто – только на шкуре ягненка.
В очаг обязательно клали исключительно священные породы деревьев: дуб, рябину и
пр. Готовые лепешки сверху мазали смесью из взбитых сливок, яиц и масла.
Большой струан всегда делали формой в четверть круга, а маленькие могли быть
разнообразны по форме. Если струан разломается или упадет на пол, то это сулит
беду семье или тому, кому он был предназначен. Оставшуюся муку распыляли над
скотом, чтобы обеспечить его плодовитость и защитить от злых сил.
В Англии на Майклмасс молодые люди собирались группами
и устраивали шуточные драки со всеми, кого встретят. Женщины в этот день обычно
сидели дома, кроме тех молодых девушек, что пили вместе с юношами, а потом
занимались любовью в полях. Это было излюбленное время для гаданий, и девушки
гадали на диких яблоках.
Английские пословицы:
Если съесть гуся на Майклмасс, то весь год будет много
денег.
Гниль Майклмасса в котелок не идет.
Много желудей на Майклмасс – много снега на Рождество.
Цыпленок на Майклмасс и дочь священника никогда не
сулят ничего хорошего.
Сколько дней луна убывает к Майклмассу, столько дней
будет лить дождь после него.
Урожай созреет на столько раньше Майклмасса, на сколько
раньше Середины Лета зацветет собачья роза.
Если на Майклмасс нет дождя, то весна в следующем году
будет сухая.
Ирландская пословица:
На Майклмасс дьявол наступил в ежевику.