Исповедь [1]
1. Я Патрик,
грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно
презираемый многими. Моим отцом был Кальпурний, диакон, сын священника Потита,
из поселения Бонавем Табернийский. Неподалеку от него у моего отца была небольшая
вилла, где я и был пленен. Мне было тогда около шестнадцати лет и я не познал
еще истинного Бога. Я был увезен в плен в Ирландию со многими тысячами людей -
и вполне заслуженно, поскольку мы отвратились от Бога, не соблюдали Его
заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о
спасении. И Господь навел на нас пламень Своего гнева и рассеял нас среди
народов, даже до края земли, где я, в ничтожестве моем, теперь пребываю как
чужестранец.
2. И там Господь
открыл мне сознание моего неверия, так что я смог наконец узреть свои грехи и
обратиться всем сердцем своим к Господу Богу, Который призрел на мою
незначительность и смиловался над юностью моей и невежеством, Который хранил
меня прежде, чем я познал Его и прежде, чем я мог различать добро и зло, и
защищал меня, и утешал меня, как отец своего сына.
3. И потому я не
могу хранить молчание, да это и не было бы прилично, столь великое благоволение
и великую благодать Господь соизволил даровать мне в земле моего пленения. Ибо
когда Бог исправляет нас и мы признаем Его, мы можем отплатить Ему лишь
восхваляя Его и исповедуя Его чудеса перед всеми народами, живущими под небом.
4. Ибо нет иного
Бога, и не было никогда, и никогда не будет, кроме Бога Отца, нерожденного и безначального,
от Которого все имеет начало, и Который господствует над всем, как мы были
научены; и Его Сына Иисуса Христа, Которого мы исповедуем всегда бывшим с
Отцом, Который был духовно и непостижимо рожден прежде начала времен и прежде
сотворения мира, и Который сотворил все видимое и невидимое. Он был соделан
человеком, победил смерть и был принят на небеса Отцом, Который дал Ему всю
власть над всяким именем небесных, земных и преисподних, чтобы каждый язык мог
исповедать, Иисуса Христа Господом и Богом,
в Которого мы веруем. И мы ожидаем, что Он скоро придет снова, судить живых и
мертвых, чтобы воздать каждому по делам его. И Он изливает на нас в изобилии
своего Духа Святого, дар и залог бессмертия, творящего тех, кто верит и
повинуется, сынами Божьими и сонаследниками Христу. И мы исповедуем Его и
поклоняемся Ему, Единому Богу в святоименной Троице. [2]
5. Он Сам изрек
через пророка: "Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь
Меня” [3] . И еще: "Праведно открывать и возвещать всем о делах Божьих” [4] .
6. хотя я
несовершенен во многом, я хочу, чтобы мои братья и соплеменники узнали каков я
и могли понять желание моего сердца.
7. Мне ведомо то,
что сказано Господом моим в Псалме: "Ты погубишь говорящих ложь” [5] и еще "Лживые
уста приносят гибель душе” [6] . Также и Спаситель говорит в Евангелии: "за
всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” [7] .
8. Так что мне
надлежит весьма бояться, в страхе и трепете, того судного дня, когда никто не возможет
убежать или скрыться, но всем и каждому предстоит ответить даже за малейшие
свои грехи перед судебным престолом Господа Христа.
9. И потому по
временам я думал о том, чтобы писать, но до сего дня колебался, поскольку
опасался представлять себя пересудам людей, ведь я не учился, подобно другим,
равно постигшим закон и Священное Писание, и не менявшим наречия со дней своего
детства, но лишь достигавшим в нем все большего совершенства. Мои же слова и
речь переводятся на наречие, для меня чужое. То, как я пишу, ясно показывает,
искусен ли я в словах и искушен ли в познаниях, ибо, как сказано: "Мудрость
узнается в речах, и в понимании, и в знании, и в учении истины [8] ”.
10. Но к чему мне оправдания, даже правдивые, особенно если
теперь, в старости моей, я стремлюсь к тому, чего не обрел во дни юности,
потому что грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал? Кто поверит
мне, даже если я повторю уже сказанное? Молодым юношей, безбородым мальчиком, я
был увезен в плен прежде, чем познал, чего
должен желать и чего следует избегать. Так что ныне я стыжусь и весьма
страшусь обнаружить свое невежество, ибо, лишенный красноречия и бедный
словами, я не способен изложить то, чего страстно желает мой дух, то, что в
моей душе и в моем разуме.
11. Но если бы мне это было дано, как дано другим, я не был
бы безмолвен в благодарении. И если бы показалось, что я превозношусь над
другими, с моим невежеством и с моей медлительной речью, то написано:
"Косноязычные будут говорить быстро и ясно” [9] . Сколь же больше должны
стремиться достичь этого мы, о которых сказано: "Вы письмо Христа, обращенное
ко всем концам земли ... написанное в сердцах ваших не чернилами, но Духом Бога
Живого” [10] . И тот же Дух свидетельствует, что даже неотесанные люди
сотворены Высочайшим.
12. Вот и я - неотесан, изгнанник, неуч, неспособный
заглянуть в будущее, но я твердо знаю, что прежде, чем я обрел смирение, я был
подобен камню, лежащему в глубокой трясине и Сильный пришел и в милости Своей
поднял меня и вознес, и положил наверху стены. И оттуда я могу восклицать
Господу в благодарении за Его великие благодеяния и в этом мире и в вечности,
благодеяния, которые ум человеческий не в силах оценить.
13. Потому дивитесь вы, великие и малые, боящиеся Бога и вы,
люди красноречивые, внимайте и размышляйте над сказанным. Кто мог избрать меня,
глупца, среди тех, кто мудр в глазах людей и сведущ в законе, и искусен в
словах и во всем прочем? Меня, поистине ни на что не годного в этом мире, Он
вдохновил более других, чтобы я мог стать - если сумею - тем, кто со страхом и
благоговением, без недовольства, верно служит людям, к которым любовь Христова
привела меня и которым отдала на всю мою жизнь, мог служить - если буду достоин
- истинно и со смирением.
14. Сколь велика вера моя в Троицу, столь велик и долг мой,
невзирая на опасности, объявлять о дарах Божьих и о Его вечном утешении,
возвещать повсюду имя Божие с уверенностью и без страха, чтобы оставить по
себе, после своей смерти, опору для своих братьев и сынов, из которых я столь
много тысяч крестил в Господе.
15. И я не был того достоин, и не имел ничего, за что
Господу надлежало бы даровать мне, чтобы после лишений и столь великих
испытаний, после моего пленения и всех этих долгих лет, Он дал мне столь
великое благо в виде этих людей, благо, на которое во дни моей юности я не мог
надеяться и которого не мог и вообразить.
16. Но тогда, когда я достиг Ирландии, я каждый день пас
стадо и каждый день молился множество раз. Любовь моя к Богу, страх Божий во
мне и моя вера возрастали все более и более и дух мой побуждал меня к тому, что
за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, - и так даже
тогда, когда находился в лесу или в горах,
и я просыпался до восхода, чтобы молиться - в снегу, на ледяном холоде,
под дождем, и я ни разу не занемог и не поленился, ибо, как я вижу теперь, дух
полыхал во мне в те дни.
17. И тогда, в одну из ночей, я услышал во сне голос,
сказавший мне: "Ты постился хорошо, скоро ты отправишься в родные края”. И
опять, через весьма короткое время, я слышал голос, предвещавший: "Вот, твой
корабль готов”. И он (корабль - прим.пер.) был не вблизи, но, как оказалось, за
две сотни миль, где я никогда не был и никого не знал. И тогда я решился и
убежал, оставив человека, у которого я был шесть лет, и шел, направляемый силой
Божьей к своему благу, ничего не страшась, пока не достиг того корабля.
18. В день же, когда я туда прибыл, корабль готовился
отплыть от того места, и я сказал людям, что готов заплатить, чтобы отправиться
с ними. Но капитан был недоволен, и в гневе резко ответил: "Даже и не пытайся
просить об этом”. Услышав это, я оставил их и направился к хижине, в которой
остановился, и по дороге начал молиться. И прежде, чем я окончил молитву, я
услышал, как один из них громко окликнул меня: "Иди скорее, ибо тебя зовут”. И
я тут же вернулся к ним и они сказали: "Приходи, мы берем тебя, ты пробудил в
нас доверие. Ты можешь выбирать среди нас себе в друзья, кого захочешь”. И в
этот день, из страха Божьего, я отказался кормиться от этих людей, хотя и имел
надежду, что они обретут веру в Иисуса Христа, поскольку они были язычники.
Итак, я остался с ними и вскоре мы отправились в море.
19. И через три дня мы достигли берега, и в продолжении
двадцати восьми дней странствовали по необитаемым землям, и вся еда вышла, и
голод овладел ими. И наутро капитан сказал: "Скажи мне, христианин, - ты
говоришь, что твой Бог велик и всемогущ, так почему бы тебе не молиться о нас?
Ведь мы можем погибнуть от голода, и непохоже, чтобы мы когда-нибудь снова
увидели людей”. И я отвечал им с уверенностью: "Обратитесь с верой от всего
вашего сердца к Господу моему Богу, ибо для Него нет ничего невозможного, чтобы
Он послал сегодня вам на пути пищу, чтобы вы могли насытиться, - ведь Он везде
имеет все в изобилии”. И, с Божьей помощью, так и случилось, и вот, стадо
свиней появилось перед ними на дороге, и люди убили их много. Они остановились
там на две ночи, и, насытившись мясом, восстановили свои силы - а многие из них
совсем ослабели, и иначе упали бы полумертвыми по пути. И они возблагодарили
Бога, и я вырос в их глазах, и с того дня они имели довольно пищи. Помимо того,
они отыскали дикий мед, и предложили разделить его со мной, и один из них
сказал: "Мы предложили это как жертву [нашим богам]”. Благодарение Богу, я не
притронулся к нему.
20. В ту самую ночь, когда я спал, Сатана напал на меня
столь жестоко, что я всегда буду помнить это, пока пребываю в этом теле; это
было как если бы огромная скала упала на меня, и ни в одном из членов моих не
было силы. И откуда могло прийти мне, невежде в духе, на ум воззвать "Элиам!”?
Тем временем я увидел солнце, восходящее в небе. И когда я изо всех своих сил
взывал "Элиам! Элиам!” - се, луч того солнца пал на меня и немедленно сбросил
всю ту тяжесть, освободив меня [11] . И я верю, что мне помог Христос, Господь
мой, и что это Его Дух взывал во мне, и я надеюсь, что так будет и во всех
других бедах, как и сказано в Евангелии: "В тот час”, - говорит Господь, - "не
вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” [12] .
21. И спустя много лет, я был пленен во второй раз. И первой
же ночью, когда я был с пленившими, я услышал откровение от Бога, гласившее:
"Ты будешь с ними два месяца”. Так и произошло. На шестидесятую ночь Господь
освободил меня из их рук.
22. В том же странствии Он снабжал нас пищей и огнем, и
каждодневной сухой погодой, пока на десятый день мы не вышли к людям. Как я уже
говорил, мы шли незаселенными землями двадцать восемь дней, и в ночь, когда мы
вышли к людям, у нас уже не было еды.
23. Итак, после нескольких лет отсутствия, я снова оказался
в Британии среди своих родичей, которые приняли меня как сына и искренне
упрашивали меня, чтобы теперь, после столь великих испытаний, перенесенных
мной, я больше не покидал их и никуда не уходил. И там, одной из ночей, я увидел
в видении мужа, по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой
несчетные послания. И он дал мне одно из них и я прочел начало послания: "Голос
ирландцев”. И в тот миг когда я читал начало послания, казалось, я слышал
голоса тех, что обитали за лесом Фоклут, что у западного моря, и они взывали
как одним голосом: "Мы молим тебя,
святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас”. И сердце мое было столь
сокрушено этим, что я не мог больше читать, - и очнулся. Благодарение Богу, ибо
после столь многих лет он даровал им то, о чем они просили.
24. И в другую ночь, в теле ли или вне тела, - Бог знает, я
не знаю, - я был призван еще более ясными словами, которые слышал, но не мог
понять, кроме окончания сказанного, что гласило: "Тот, Кто отдал за тебя Свою
жизнь, Он говорит с тобой”. И я снова очнулся, исполненный радости.
25. В другой же раз я видел Его молящимся во мне, как если
бы я был внутри собственного тела, и я слышал Его над собой - то есть, над моим
внутренним существом. И он молился с большой силой и с воздыханиями. И видя
это, я все время был изумлен и дивился, и размышлял, кто это такой молится во
мне. А в конце молитвы мне было открыто, что это Дух. И тогда я очнулся и
вспомнил слова Апостола: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы
не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас
воздыханими неизреченными” [13] . И еще: "Господь, наш защитник, ходатайствует
за нас [14] ”.
26. И тогда множество старших надо мной нападали на меня,
приводя и вспоминая множество моих грехов против того, чтобы я принял свое
епископство, исполненное трудов. В тот самый день я был столь сильно расстроен,
что мог весьма глубоко пасть здесь и в вечности, но Господь милостиво избавил
от этого меня, ставшего во имя Его пришельцем и странником, и с великой силой
пришел мне на помощь в это тягостное время. Я молюсь Богу, чтобы Он не вменил
им в грех то, что я тогда впал в немилость и был опозорен.
27. Они приводили против меня случай тридцатилетней
давности, который я исповедал прежде, чем стал диаконом. В неспокойствии моего
скорбного ума я открыл своему близкому другу то, что совершил в один из дней, -
или нет, в один из часов, - моей юности, когда я не был еще укреплен против
греха. Бог знает - я не знаю, кажется, мне тогда было пятнадцать, и я не верил
еще в живого Бога, как не верил в Него с младенчества, но оставался в смерти и
неверии, пока не был сурово исправлен и поистине приведен к смирению
каждодневным голодом и наготой.
28. С другой стороны, я отправился в Ирландию не
добровольно, а лишь уступая необходимости, и этим Господь исправил и очистил
меня, так что я смог стать таким, каким некогда не был, чтобы я мог заботиться
и трудиться о спасении других, тогда как в те дни я думал лишь о себе.
29. Итак, в тот день, когда я был ими так упрекаем, как уже
говорил, я имел ночное видение. Бесчестные писания были передо мной и в тот
момент я слышал откровение Божье. Он говорил мне: "Мы с неудовольствием видели,
как избранного лишают его доброго имени”. Он не сказал "ты видел с
неудовольствием”, но "мы видели с неудовольствием”, как бы включая в это число
Себя Самого. Затем Он сказал: "Тот, кто посягает на тебя, посягает на зеницу
Моего ока”.
30. Поэтому я благодарю Того, Кто укреплял меня во всем, так
что я не имел препятствий в своем пути и в своем труде, который вручил мне
Господь мой Христос, но напротив, после такого стечения событий я почувствовал
в себе немалую отвагу, и подтвердил свою веру перед Богом и людьми.
31. Посему я с уверенностью говорю, что моя совесть чиста
ныне и будет чиста в будущем. Бог свидетель, что я не солгал вам в этом.
32. Но скорее я скорблю за своего близкого друга, из за
которого вынес все это. Ему я доверил свою душу! И многие братья говорили мне,
что до моего оправдания в суде - я не был там, был вне Британии и не просил об
этом - он защищал меня в мое отсутствие. Более того, он лично сказал мне:
"Смотри, скоро ты будешь епископом” - чего я был недостоин. Но как так
случилось, что вскоре после того он публично опозорил меня перед всеми, добрыми
и злыми, тогда как прежде с радостью и по доброй воле простил меня, как простил
и Господь, Который превыше всех?
33. Я сказал об этом достаточно. Но в то же время, я не
должен скрывать даров, данных мне Богом в стране моего пленения, ибо там я
усердно искал Его, и там я нашел Его, и Он хранил меня от всякого зла ибо - так
я верю - Дух Его пребывал во мне, и пребывает и до сего дня. Я снова говорю с
уверенностью, но Бог знает, - если бы это было открыто мне людьми, я бы скорее
сохранил молчание ради любви Христовой.
34. И теперь я неустанно приношу благодарение Богу, Который
сохранил меня верным в день моего искушения, так что я ныне могу предложить Ему
свою душу в жертву живую - Господу моему Христу, Который спас меня во всех
бедах. И я могу сказать: "Кто я такой, Господи? Или, точнее, к чему Ты призвал
меня, что Ты содействовал мне с такой божественной силой, так что теперь, среди
варваров, я могу постоянно восхвалять и прославлять имя Твое, где бы я ни был,
и не только во дни успеха, но и в дни испытаний?”. Итак, что бы ни случилось со
мной, будь то хорошее или плохое, я должен равно принимать это и всегда благодарить Бога, Открывшего
мне, что я могу положиться на Него без колебаний и всегда, и Укрепившего меня
так, что, будучи невеждой и в эти последние времена, я осмелился предпринять
столь благочестивое и удивительное дело; так что смог стать подражателем тем,
кого некогда Господь предопределил быть глашатаями Своего Евангелия и
свидетельствовать о Нем всем народам даже до края земли. И мы видели это и это исполнилось. Воистину,
мы свидетели тому, что Евангелие проповедано везде, где только живут люди.
35. Было бы утомительно исчислять один за другим все мои
труды. Я ныне лишь кратко скажу, как Святейший Бог часто избавлял меня, - от
рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от
западней, устроенных людьми, и от многих других вещей, которые я не смогу
описать, поскольку не хочу утомить читателей. Бог, знающий все даже до того,
как это произойдет, свидетель тому, что, - хотя я бедный и ни к чему не годный
невежда, - Он щедро предупреждал меня об опасностях в божественных откровениях.
36. Откуда взялась во мне эта мудрость, которой прежде не
было у меня, не знающего ни числа дней своих, ни Бога? Откуда произошел столь
великий и столь целительный дар - знать и любить Бога, у меня, потерявшего
родину и семью?
37. И многие дары предлагались мне с плачем и со слезами, и
я пренебрег ими, [обидев дарителей], и пошел против воли многих старших надо
мною. Руководимый Богом, я не согласился с ними и не утупил им, не по своей
воле, но по благоволению и милости Бога, Который был победоносен во мне и
противостал им всем, чтобы я мог идти к ирландскому народу проповедывать
Евангелие, и терпеть оскорбления от неверующих; чтобы я мог услышать злые
сплетни о своих странствиях и терпеть преследования от людей, даже до того, что
был ввернут в темницу, и чтобы я мог пожертвовать своми правами свободнорожденного
ради блага других. И если я буду достоин того, я готов отдать без колебаний
даже свою жизнь, и охотно сделаю это во имя Его. И я избрал посвятить свою жизнь Богу до самой смерти, если Он
дарует мне это.
38. Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь
великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе, и после
миропомазаны, и что повсюду рукополагались клирики для них, и что в последнее
время приходили к вере многие люди, собранные Господом от всех концов земли,
как Он некогда обещал через Своих пророков: "К Тебе придут народы от краев
земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет
никакой пользы” [15] . И еще: "Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был
во спасение до края земли” [16] .
39. И я желаю дождаться исполнения обещания Того, у Кого ни
одно обетование не остается без исполнения, данного в Евангелии: "Многие придут
с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом” [17] . И так мы и
верим, что верные придут со всего мира.
40. И по этой причине каждый воистину должен ловить прилежно
и хорошо, как и Господь предрекает и учит, говоря: "Идите за Мной, и я сделаю
вас ловцами человеков” [18] , и еще говорит через пророков: "Вот, я пошлю
множество рыболовов и охотников, говорит Господь” [19] и т.д. Итак, нам
надлежит расширить наши сети, чтобы мы
могли великое множество и тьму людей уловить для Бога, и чтобы везде могли быть
клирики, крестящие и убеждающие тех, кто этого жаждет и в этом нуждается. Как и
Господь говорит в Евангелии, советуя и наставляя: "Итак, идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что
Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” [20] . И в другом
месте Он говорит: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство
всем народам; и тогда придет конец” [21] . И подобно этому Бог предрек через
пророка: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую
плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут
видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и
на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” [22] . И
через Осию Он изрек: "Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною;
и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога
живого” [23] .
41. И как это случилось, что [живущие] в Ирландии, где
никогда не знали Бога, но всегда, до сего дня, почитали идолов и всякую
нечистоту, теперь стали народом Господа и называются детьми Божьими, что
сыновей скоттов (ирландцев - прим. пер.) и дочерей их вождей ныне мы видим
монахами и невестами Христовыми?
42. Среди прочих была и красивейшая, счастливая, уже вполне
зрелая женщина благородного происхождения из скоттов (ирландцев - прим. пер.),
которую я крестил. Спустя несколько дней после того она снова пришла к нам,
дабы сообщить, что получила откровение через ангела Божьего, который дал ей
совет стать невестой Христовой, чтобы приблизиться к Богу. Благодарение Богу,
спустя шесть дней, она благовременно и с великой охотой избрала путь, которому
следуют все невесты Христовы. И они поступают так не с согласия своих отцов, но
перенося преследования и незаслуженные укоры от родителей. Невзирая на это,
число их все возрастает (и мы не знаем сколько тех, кто был возрожден таким
образом), и это не считая вдов и тех, кто практикует самоотречение. Больше всех
страдают те, что содержатся в рабстве. Они терпят страх и постоянные угрозы, но
Господь дал многим Своим служанкам такую благодать, что они неколебимо следуют
Его примеру, хотя им это и запрещают.
43. Так что даже если бы я восхотел отделиться от них, чтобы
идти в Британию, а я со всею охотою пожелал бы идти в родные края к
соплеменникам, - и не только туда, но также и в Галлию, чтобы навестить
тамошних братьев и сподобиться увидеть лица святых Господа моего, - Бог знает,
сколь сильно я этого жажду - меня удержит Дух, Который засвидетельствовал мне,
что если бы я поступил так, Он счел бы меня преступником. И я боюсь разорить
труд, который я начал, - впрочем, не я, а Господь Христос, повелевший мне идти
и быть с ними всю мою оставшуюся жизнь, если это будет угодно Господу и Он
оградит меня от всякого зла, чтобы я не согрешил перед Ним.
44. Итак, я надеюсь, что поступал так, как должен, но я не
верю себе, пока я в этом смертном теле. Ибо силен тот, кто каждодневно тщится
отвратить меня от веры и от истинной святости, к которой я буду стремиться до
конца своей жизни ради Господа моего Христа, и враждебная плоть всегда увлекает
нас к смерти, то есть к беззаконным похотям. И я знаю отчасти, что не вел жизнь
столь совершенную, как другие верные, но я говорю перед Богом, и не стыжусь
перед Ним, ибо я не лгу, что со времени, когда я в юности познал Его, любовь
Божья и страх Его возросли во мне и, благодарение Богу, я доныне сохранил свою
веру.
45. И более того - и пусть те, кто желает, высмеивают меня и
насмехаются надо мной. Я не храню молчания и не скрываю знаки и чудеса,
которые, задолго до того, как они исполнились, были показаны мне Господом,
Знавшим все, даже прежде начала времен.
46. Итак, я должен непрестанно воздавать хвалу Богу, Который
часто прощал мою глупость и невежество и не раз воздерживался от гнева на меня,
поставленного Его соработником. Я не легко соглашался с открытым мне и с тем, к
чему понуждал меня Дух, и Господь миловал меня тысячи тысяч раз, ибо видел, что
я был готов действовать, но не знал, как поступить в случившихся
обстоятельствах, когда многие пытались помешать моей миссии. Они судили между
собой у меня за спиной и говорили: "Зачем такому, как он, ввергать себя в
опасности среди врагов, не знающих Бога?”. Они говорили это не со зла, но это
не нравилось им, к тому же, как мне известно, они видели мою неотесанность. И я
не сразу распознал благодать, бывшую во мне, а теперь знаю, что должен был
сделать это раньше.
47. И теперь я откровенно излагаю это моим братьям и
сослужителям, верившим мне благодаря тому, что я предрекал и предрекаю ныне,
дабы укрепить и утвердить вашу веру. Я желаю лишь, чтобы вы, устремлялись к еще
большему и лучшему. Это будет моей радостью, ибо "сын мудрый радует отца” [24]
.
48. Вам ведомо, как ведомо и Богу, что я пребывал среди вас
от юности моей в истинной вере и искренности сердца. Также и язычники, среди
которых я живу, видели и видят ныне, что я достоин доверия. Бог знает, я
никогда не обманывал никого из них, и не помышлял об этом, ради Бога и Его
Церкви, чтобы не возбудить против Них преследований, и чтобы имя Господне не
бесчестилось из-за меня, как написано: "Горе человеку, из-за которого имя
Господне бесчестится” [25] .
49. И хотя я невежественен во всем, я старался обезопасить
других и себя. И потому я возвращал братьям моим христианам и невестам
Христовым дары, которые они, по своему желанию, делали мне, а также украшения и
утварь, которые они возлагали на алтарь. И они бывали обижены на меня за то,
что я так делал. Но в надежде на будущий успех, я старался соблюдать
осторожность во всем, чтобы избежать нападок на меня или на дело моего служения
под предлогом моей нечестности, и не оставить ни малейшего повода для клеветы или презрения со стороны
неверующих.
50. Больше того, когда я крестил столь многие тысячи, ожидал
ли я от них хоть когда-нибудь даже самую малость? Если так, скажите мне об
этом, и я верну им все. И когда Господь через мое смиренное посредство ставил
повсюду клириков, и я по доброй воле возлагал на них их служение, просил ли я у
них хотя бы цену моей обуви? Если так, скажите мне об этом в лицо, и я возвращу
им.
51. Сверх того, я тратился ради того, чтобы достигнуть их. И
я ходил среди вас повсюду ради вашего блага, в опасностях, достигая даже
отдаленнейших краев обитаемых земель, куда прежде никто не добирался, чтобы
крестить, или рукополагать клириков, или совершать миропомазание. Благодатью
Божьей, я делал все это от всего сердца и с радостью для вашего спасения.
52. По временам я одаривал королей и платил их сыновьям,
странствовавшим со мною. Невзирая на это, они схватили меня и моих спутников и
в алчности своей желали тогда убить меня. Но мое время еще не пришло. Однако
они разграбили все, что нашли при нас и заковали меня в железо. Но на
четырнадцатый день Господь освободил меня из рук их, и все, что они взяли из
принадлежащего нам, было нам возвращено ради Бога, благодаря неоценимой помощи
друзей, которых мы до того приобрели.
53. Вы не понаслышке знаете, сколь много я платил тем, кто
вершит правосудие во всех землях, где я часто бываю. Я полагаю, что я отдал им
не менее цены пятнадцати человек ради того, чтобы вы всегда могли иметь мое
общество, а я - ваше, в Боге. Я не жалею об этом и не считаю это достаточным. Я
плачу до сих пор и буду платить еще. Господь властен даровать мне истратить
самого себя ради ваших душ.
54. Вот, я призываю Бога в свидетели своей души, что я не
лгу, и не писал к вам, чтобы дать повод для лести или тщеславия, и не ожидаю
славы ни от кого из вас. Достаточно той
славы, которая пока незрима, но в которой уверено сердце. Обещавший ее
верен, Он никогда не лжет.
55. Но я вижу, что даже здесь и теперь я возвышен Господом
выше всякой меры, хотя я совершенно недостоин того. Я достоверно знаю, что
бедность и неудачи приличествуют мне более, чем изобилие и наслаждение. Господь
Христос стал нищим ради нас, а я, убогий неудачник, не мог бы разбогатеть, даже
если бы пожелал. И это не просто мое мнение - ведь я вседневно ожидаю, что буду
при случае убит или обманут, или ввергнут в рабство. Но я не страшусь ничего,
имея небесные обетования, ибо я вручил себя в руки Всемогущего Бога, Который
царствует повсюду. Как говорит пророк: "Возложи на Господа заботы твои и Он
поддержит тебя” [26] .
56. Вот, ныне я вручаю душу мою Богу, Который верен во всем,
и для которого я в безвестности исполнял свое дело, - у Которого нет
лицеприятия, и Который избрал меня на
это служение, чтобы я мог быть одним из наименьших Его слуг.
57. И потому я должен воздать Ему за все благодеяния Его ко
мне. Но что могу я сказать или что могу обещать моему Господу, ведь сам по себе
я не могу ничего, что Он Сам не дарует мне. Но пусть Он испытает сердце мое и
внутренности мои, ибо я весьма и крайне сильно желаю этого, и я готов к тому,
чтобы Он даровал мне пить от Своей чаши, как Он даровал другим, любящим Его.
58. Посему да не отделит меня Бог мой от Своего народа,
который Он приобрел Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне
стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины.
59. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради
Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с
изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным или
мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или
истреблено птицами небесными, -. ведь я твердо верю, что если так случится, я
сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы
снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего
Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу
Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем.
60. Вот, видимое солнце каждый день восходит для нас по Его
повелению, но не оно будет царствовать, и величие его не продлится, а те
несчастные, что поклоняются ему, покараются. Не то - мы, верующие в Истинное
Солнце, Христа, и поклоняющиеся Ему. Он никогда не умрет, как не умрут больше и
исполнившие волю Христову, но пребудут вечно, как и Христос вечно пребывает,
царствующий с Богом Отцом Всемогущим и с Духом Святым предначально, и ныне, и
во веки веков. Аминь.
61. Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания.
Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми
Ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований,
чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом.
62. Но я умоляю всех верующих в Бога и боящихся Его, что
сподобятся получить и изучить это писание, составленное в Ирландии грешным
неучем Патриком, чтобы никто из них не приписывал моему невежеству никакой
малости, угодной Богу, которую я совершил или изъяснил, - но пусть все знают и твердо
верят, что это соделалось только по дару Божьему. И я исповедую это, прежде,
чем умру.
--------------------------------------------------------------------------------------
[1] К сожалению, переводя "Исповедь”, мы не имели доступа к
оригинальному тексту на латыни, и использовали несколько английских переводов.
Поэтому наш перевод не может считаться строго научным - но мы и не преследовали
такой цели, желая, скорее, познакомить русских читателей с жизнью святого и
предоставить им чтение интересное, поучительное и душеполезное.
[2] Иногда это место
называют "правилом веры в Троицу” кельткой Церкви.
[3] Пс. 49:15. Когда писалась "Исповедь”, еще не было
"Вульгаты” - общепринятой латинской Библии средневековья. Св. Патрик цитирует
Писание в неизвестном раннем переводе. Нам не всегда удавалось точно установить
источник цитат. Когда это возможно, цитаты приводятся в Синодальном Переводе.
Когда это было необходимо для понимания мысли автора, мы сохраняли буквальный
перевод цитат.
[4] Тов. 12:11
"Объявлять о делах Божьих похвально” - син. пер.
[5] Пс. 5:7
[6] Прем. Сол. 1:11
"Клевещущие уста убивают душу” - син.пер.
[7] Мф. 12:36
[8] Ср. Прит. 1:5
[9] Ис. 32:4
[10] 2 Кор. 3:3
[11] Текст не вполне ясен. Одни исследователи предполагают,
что это место связано с Евангельским возгласом Христа на Кресте, а другие
считают, что святой возглашает "Солнце!”, имея в виду Христа - солнце Правды
(ср. Исповедь, 59).
[12] Мф. 10:20
[13] Рим. 8:26
[14] Cр. 1. Иоан. 1:11
[15] Иер. 16:19
[16] Деян. 13:47
[17] Мф. 8:11
[18] Мф. 4:19
[19] Ср. Иер. 16:16
[20] Мф. 28:19-20
[21] Мф. 24:14
[22] Деян. 2:17-18
[23] Рим. 9:25
[24] Прит. 10:1
[25] Ср. Рим. 2:24
[26] Пс. 54:23
Павел Ерофеев. Предисловие к "Исповеди" св.
Патрика Ирландского в кн.: Св. Патрик Ирландский: Исповедь. СПб, Общество
Святого Креста, 2001
Источник: http://antology.rchgi.spb.ru/St_Patrick/patrick.htm |