Суббота, 20.04.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Поиск
Главное Меню
ВКонтакте
Категории раздела
Кельты в городе [20]
Все организации Новосибирска, связанные с кельтской культурой.
История [15]
Происхождение кельтских племен и их долгий путь на места их нынешнего расположения. Вожди и кланы. Войны и периоды мира.
Мифология [7]
Кельтские мифы, саги, предания. Боги и герои. Сказки и легенды прошлого. Научные материалы.
Праздники [21]
Когда отмечаются. Как отмечаются. Почему отмечаются.
Музыка [12]
Кельтская музыка и музыкальные инструменты.
Кухня [22]
Блюда и напитки национальной кухни.
Разное [5]
Все, что не вошло в другие разделы
Форма входа
Новое на сайте
[06.11.2012]
Поздравляем!
[12.10.2012]
The Last Shilling - Концерт в "Нашем Театре"!
[05.06.2012]
Street Fiddlers and Friends: Live!
[30.11.2012][Заведения]
Celtic Dolmen Irish Pub (est. 2012)
[31.01.2012][История]
Discovery. Жажда свободы. Великое ирландское переселение / Moments in Time. Famine to Freedom: The Great Irish Journey
[30.10.2011][Разное]
Танцетерапия или 11 причин отдать ребенка на ирландские танцы
Календарь

Праздники Ирландии
Друзья
Street Fiddlers
Студия Медиваль
Anima Celtica - Celtic Musiс & Dances Festival
W.I.D.A.
Alizbar - сказки арфы
Druidism.ru
The Moonlit Valley
Aon Celtic Art
Celtica.Ru
Вереск.Ру - фолк-музыка в России
Celtic Druids
Dance Irish
...
файлы КИФ Cruachan Alizbar Green'Wood бал FireWater Folks Театр афиши Медиваль ДагдаС музыка Insula Magica Ирландия Шотландия Eirinn поздравления новости Обновления история арфа ИРА танцы вечеринки Праздники Street Fiddlers статьи Feis гастроли WIDA Дискография Концерты SpieleBand need help! Мифология Rover Band Уэльс вечеринка Филармония Бретань Святой Патрик Заведения Кельтская церковь релизы Фестиваль Выставка Художественный музей Пресса кухня Корнуолл языки Видео исполнители инструменты IWTV разное ссылки Elan рецензии алебарда Balmor Путь Танца ТВ Fairy Dance Salmon The Wise download Last Shilling
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Праздники

1 мая - Бельтайн (Bealtaine)
nullБельтайн знаменовал начало лета. Период от Бельтайна до Самайна назывался an ghiran mor, «большое солнце», а период от Самайна до Бельтайна - an ghiran beag, «малое солнце». 
Бельтайн («Огонь бога Бела») открывал светлое время года и был связан с возжиганием жертвенного огня и соответствующими подношениями великому богу Солнца - Светлому Дагде, в ипостаси Отец Огня. Изначально этот праздник приходился на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно 7-9 мая). Согласно ирландской традиции, завоевания Ирландии обычно приходились на семнадцатый день луны во время майских календ, т. е. на Бельтайн. 

Королевское собрание в Уснехе

На Бельтайн в Уснехе проходило королевское «Великое собрание» под названием Mordail Uisnig. В тексте «Табу королей Ирландии» сказано, что «за свое место в Уснехе каждый король должен нести выкуп: золотой браслет воина, который носил на руке правитель каждой части Ирландии». Король Коннахта получает дары от этого собрания. «Коня со сбруей впридачу должны были давать те, кто приезжал на праздник в качестве платы королю Коннахта». Происходит это потому, что Туатал Техмар (традиционно считается победителем четырех главных королевств и королем, утвердившим их подчинение Таре) взял от каждого королевства по наделу земли, из которых была составлена Миде. На той доле, которую Туатал Техмар урезал у Коннахта, он построил крепость Уснех, где обычно собирались мужи Ирландии. 
После собрания здесь происходит большая ярмарка: на ней можно было купить и обменять все, что угодно, от съестного до драгоценностей. Заканчивалось все традиционными пиршествами и народными гуляньями. 

Разжигание огня
Кто возжег первый огонь Бельтайна? Нетрудно сказать. 
Миде, сын Брата, сына Деота, первым «возжег в Ирландии огонь для потомков Немеда. Шесть лет горел он в Ирландии, и были зажжены от него все главные огни Ирландии. Оттого и полагаются наследникам Миде мешок зерна и свинья от каждого жилища...» 
Друиды возжигали огни в честь Бела (Светлого Дагды) и приносили, и именно от этого огня имя Bealltaine было дано благородному собранию: Bealtaine, т.е. Beiltene или огонь Бэля (no teine Bheil). 
Огонь разжигался следующим образом: 9 мужчин выворачивали карманы, чтобы убедиться в том, что ни у кого из присутствующих нет какого бы то ни было железного предмета. Разжигателям костров запрещалось иметь с собой железные предметы. «Примитивный огонь» - чары его должны были уничтожать болезни и отогнать злые силы... Они собирали хворост 9 разных деревьев. Одному из участников следовало взять 2 дубовых щепки и тереть их друг об друга, пока не вспыхнет огонь. Иногда 2 огня размещались бок о бок. Костры - один или два - назывались coelcerth. 
Нельзя было разжигать огонь в своих домах, пока его не выкупали у друидов Бэля. Из Уснеха бегуны доставляли огонь в другие пятины Ирландии. Каждая семья должна получить головешку от священного огня, чтобы разжечь домашний очаг. 
Но те, кто арендовал землю и не мог заплатить текущие долги, был виновен в краже или подлых злодеяниях, или за ним было известно совершение определенных преступлений против доброй морали, лишались этой привилегии... 

Очищение огнем и жертвы
Люди и скот проходили между двух огней Бельтайна с целью очищения и предохранения от заразы, от чумы, от несчастий и неудач... 
В Бельтайн выпускали из хлевов скотину, чтобы она, наконец, отведала свежей весенней травы. Стада и отары прогоняли между двух огней, чтобы очистить их от любых болезней, которые могли развиться за время долгого заточения. Если животные в течение зимы погибали от какой-нибудь болезни, надлежало бросить в огонь маленького детеныша. Овцу (или барана) приносили в жертву на поле на Бельтайн с целью обеспечить себе и остальным удачу в течение надвигающегося года. Раньше жертву сжигали целиком, а теперь съедают. 

Майское древо
Как и остальные огненные праздники Ирландии - это праздник плодородия, свадьба бога Солнца (Светлый Дагда) с Великой богиней (в данном случае - Боанн). Плодом этого союза стал Вечно юный Энгус Мак-Ок. Для упрочнения связи между оплодотворяющим Небом - «верх» - и оплодотворяемой Землей - «низ» - использовался символ Мирового Древа. Это дерево называют «дерево рассвета». Наиболее традиционное Майское дерево - ель, у которой срублены все ветви, кроме самых верхних. Как правило, Майское дерево срубали молодые мужчины села накануне первого дня мая и устанавливали на сельской площади; в Майский день вокруг этого дерева устраивались танцы. Затем, когда Майское дерево воздвигнуто, зажигают огни Бельтана и начинают празднование. Священное бракосочетание могло символически обозначаться и таким способом: на верхушку Майского дерева надевали венок из цветов. По мере того как ленты натягивались и обвивали дерево, венок медленно опускался, так что дерево - символ повелителя - медленно проходило сквозь цветочный венок - символ повелительницы. 
Также для Майского дерева использовали ясень (галл. luis). Его ветками украшали дом; юноши водили хороводы вокруг костров с ветками ясеня в руках, украшенными побегами вереска... На Бельтайн люди делали обод из ясеня и заставляли проходить сквозь него весь скот. В канун Бельтайна маленькие кусочки ясеня помещались над дверьми хлева. Иногда это была одна ветка ясеня, покрытая зарубками. Существует известная поговорка: «Ясень в закромах, ведьмы - вон». 
В канун Бельтайна существовал обычай устанавливать twmpath chwarae («деревня зелени») на вершине холма у майского древа, где садился волынщик или арфист. Майское древо украшали ветвями дуба и березы, и те, кто присоединялись к празднеству, танцевали вокруг музыканта, насыпи, веток. 
На Бельтайн избирают майскую королеву и короля. 
Бельтайн и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев. Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Бельтайн именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Бельтайна существовали следующие поверья, связанные с майской обрядностью: не к добру было приносить в дом цветы майника, не к добру - играть свадьбу в мае и надевать на свадьбу зеленое, не к добру - увидеть бездомного кота, ведь он может занести в дом змею. 
В любовных стихах, исполнявшихся, в частности, на Бельтайн, нередко встречается упоминание о березе как символе любви. Так называемые «шалаши любви» принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты зачастую тоже делали из ствола березы. 

Каждый мог заниматься любовью
С милой своей, не чувствуя вины.
Когда май строил дома из листьев,
И никто не входил в те дома под деревьями,
Кроме двух влюбленных. 

В Бельтайн люди «свидетельствовали свое почтение» встающему солнцу. 
На Бельтайн девушки ходили умывать лицо росой и загадывать желание перед тем, как наступит рассвет. Те, кто умоется майской росой на холме, будет прекрасен в наступающем году. 
После разжигания костров обычно готовили трапезу... Замешивали лепешку из овса, которая поджаривалась на горячих углях, и называлась «первомайская лепешка» (am bonnach beal-teine). После выпекания ее можно было класть только на ладонь, но ни в коем случае не на стол или на тарелку. Пирог нельзя было выпускать из рук, кроме как для выпекания. Если его положить в другое место, то он будет просто обыкновенной лепешкой. Разделяли лепешку на столько частей, сколько можно. Одну из таких частей размалевывали углем, пока она не становилась совершенно черной. Эта часть называлась Cai1leach beal-teine - «первомайская старуха». Каждый из присутствующих вслепую выбирал себе долю. Кто вытягивал черный кусок, считался «посвященным» и он должен был быть принесен в жертву... Разыгрывалось целое представление, как одна сторона бросала в огонь того человека, которому выпал этот незавидный жребий, но благодаря вмешательству другой он оказывался спасен... Считалось, что год будет плодородным, если жертвоприношение будет осуществлено, хотя теперь «посвященного» просто заставляют прыгать 3 раза через пламя. 
Если кто-нибудь придет попросить посуду на Бельтайн для приготовления праздничных блюд, ни под каким видом нельзя ему ничего давать ибо это будет использовано для вынесения из дома дающего будущей прибыли. Считалось большим несчастьем поделиться молоком или еще какой-либо пищей на Бельтайн. Никому не следовало выносить огонь или воду из дому... Огнем в этот день не делились. Он давал тому, кто его занимал, силу отобрать молоко у коров заимодавца. 

Бельтайн - это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн. Считалось, что в это время настежь открыты двери в Иной мир, и тем, кто встанет рано утром, нередко достаются дары сидов. Люди думали, что чаще всего эти подарки получают молодые и красивые. Бельтайн - это время обретения сил и осуществления желаний. 
Вот один из таких обрядов: в канун Майского дня собирают листья бузины и вешают их над дверью, приговаривая: 

Листья бузины, идемте со мной,
Волшебные, как число три.
Бузина над дверью -
Счастье на порог. 

Хотя этот амулет служил для защиты от фей, бузина - это дерево, к которому феи благосклонны, и оно привлекает их благословение и защиту. 
На Бельтайн особую силу обретают чары и заклинания. Именно в этот день можно было призвать сидов. В этот день феи могут нанести человеку вред, а ведьмы безнаказанно украсть молодняк и будущий урожай, поэтому нужно принять действенные меры, чтобы отвести беду. Разрешено следить за тем, чтобы колдуны не украли молоко и не зачерпнули воды из колодца на заре Майского дня. Ветки рябины, укрепленные над входом в дом и хлев, отгонят колдунов и фей. В полдень и в полночь, равно как на восходе и на закате, завеса между этим и незримым миром становилась предельно тонкой.
Категория: Праздники | Добавил: IrishWolf (10.04.2009)
Просмотров: 4165 | Теги: статьи, Праздники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новосибирское Кельтское Общество © 2008-2024