Суббота, 27.02.2021, 01:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Поиск
Главное Меню
ВКонтакте
Категории раздела
Кельты в городе [20]
Все организации Новосибирска, связанные с кельтской культурой.
История [15]
Происхождение кельтских племен и их долгий путь на места их нынешнего расположения. Вожди и кланы. Войны и периоды мира.
Мифология [7]
Кельтские мифы, саги, предания. Боги и герои. Сказки и легенды прошлого. Научные материалы.
Праздники [21]
Когда отмечаются. Как отмечаются. Почему отмечаются.
Музыка [12]
Кельтская музыка и музыкальные инструменты.
Кухня [22]
Блюда и напитки национальной кухни.
Разное [5]
Все, что не вошло в другие разделы
Форма входа
Новое на сайте
[06.11.2012]
Поздравляем!
[12.10.2012]
The Last Shilling - Концерт в "Нашем Театре"!
[05.06.2012]
Street Fiddlers and Friends: Live!
[30.11.2012][Заведения]
Celtic Dolmen Irish Pub (est. 2012)
[31.01.2012][История]
Discovery. Жажда свободы. Великое ирландское переселение / Moments in Time. Famine to Freedom: The Great Irish Journey
[30.10.2011][Разное]
Танцетерапия или 11 причин отдать ребенка на ирландские танцы
Календарь

Праздники Ирландии
Друзья
Street Fiddlers
Студия Медиваль
Anima Celtica - Celtic Musiс & Dances Festival
W.I.D.A.
Alizbar - сказки арфы
Druidism.ru
The Moonlit Valley
Aon Celtic Art
Celtica.Ru
Вереск.Ру - фолк-музыка в России
Celtic Druids
Dance Irish
...
файлы КИФ Cruachan Alizbar Green'Wood бал FireWater Folks Театр афиши Медиваль ДагдаС музыка Insula Magica Ирландия Шотландия Eirinn поздравления новости Обновления история арфа ИРА танцы вечеринки Праздники Street Fiddlers статьи Feis гастроли WIDA Дискография Концерты SpieleBand need help! Мифология Rover Band Уэльс вечеринка Филармония Бретань Святой Патрик Заведения Кельтская церковь релизы Фестиваль Выставка Художественный музей Пресса кухня Корнуолл языки Видео исполнители инструменты IWTV разное ссылки Elan рецензии алебарда Balmor Путь Танца ТВ Fairy Dance Salmon The Wise download Last Shilling
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Музыка

Волынка - история и разновидности
История волынки

Самая популярная и распространенная в мире волынка — безусловно шотландская: Great Highland Bagpipe. При упоминании о волынке большинство людей представляют себе именно ее. Многие до сих пор продолжают пребывать в уверенности, что волынку вообще придумали в Шотландии. Однако, волынка в целом, конечно, — не специфически шотландский инструмент.
Хотя ранняя история волынки пока еще остается не вполне ясной, можно с большой долей уверенности утверждать, что зародилась она на Востоке. Скорее всего, ее предшественниками были инструменты типа гобоя или рожка. Во многих музыкальных традициях волынка до сих пор используется в ансамбле с этими инструментами. Когда и кому впервые пришло в голову приделать к ним надуваемый мех – остается загадкой. Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в 400г. до н.э. у Аристофана.
Вообще, сам принцип волынки — голос, в сопровождении монотонной гармонии — несомненно одна из самых древних форм исполнения музыки. Один голос, даже если он ведет замечательную, прекрасную мелодию — все-таки один. Если же есть хоть что-то его дополняющее — слушается гораздо более живо. У человека только 2 руки, и при хоть сколь-нибудь значительном диапазоне инструмента они обе заняты. Волынка же дает возможность подключить один или несколько бурдонов (перманентных басов).
Когда именно волынка появилась на берегах Англии и Ирландии – до сих пор является предметом споров. Кто-то предполагает, что идея была завезена римлянами, кто-то находит и более древние пути. Однако на протяжении всех средних веков шотландская волынка развивалась довольно обособлено и закрыто, оставаясь неизменным и традиционным инструментом кланов.
Экспансия инструмента началась в XII-XIII веках, когда Европа начала переживать период подъема культуры связанный с крестовыми походами и сопутствующим расширением культурных горизонтов и обмена. Однако, как и раньше, волынка оставалась «народным» инструментом. Это связано с тем, что изначально инструмент был спроектирован для звучания на открытом воздухе – звук обязан был быть громким.
Вносить волынку в помещения начали в XVII – начале XVIII века и в это же время появились многочисленные варианты более камерных модификаций Great Highland Bagpipe.
В этот период появились Northumbrian smallpipe (малая нортумбрийская волынка), Uilleann pipes (ирландская волынка), Scottish smallpipe (малая шотландская волынка) и французская мюзета. Видимо в этот же период обрела свой окончательный вид и испанская гайта (Galician gaita) – сочетающая в себе лучшие качества как шотландских, так и восточноевропейских волынок.
Однако даже в таком виде популярность волынки была недолгой. С развитием западноевропейской музыки, идущей по пути усложнения, оттачивания как музыкальной техники, так и инструментов, волынка постепенно вышла из употребления, как обладающая слишком ограниченным диапазоном и функциями.
Это падение интереса продолжалось с начала XIX и вплоть до XX века. В начале XX века бытовало мнение, что Great Highland Bagpipe — это варварский инструмент, непонятно каким образом доживший до наших дней.
Однако в Шотландии никто и не думал отказываться от национального инструмента и традиции исполнения и изготовления волынок передавались из поколения в поколение. Это сослужило хорошую службу в те времена, когда с ростом Британской империи Английская армия стала активно формировать шотландские полки. Волынка, разумеется была непременным атрибутом каждого такого подразделения и в таком виде распространялась по свету.

Кстати:
Одним из крупнейших мировых экспортеров волынок является, как это ни странно, Пакистан. Долгое время Пакистан был английской колонией. Поскольку колония была весьма неспокойной, в ней постоянно дислоцировались Шотландские полки. Местные жители наловчились изготавливать для англичан седла, музыкальные инструменты, аксессуары – материалы и рабочая сила были дешевы и колонисты охотно покупали изделия и делились технологиями изготовления. После обретения независимости пакистанцы продолжили заниматься этим промыслом. Однако, сегодня качество большинства пакистанских изделий оставляет желать лучшего.

А в период Первой и Второй Мировых войн, когда шотландские полки уже приобрели отличную репутацию, большое количество волынщиков было обучено специально для них.
Это время совпало также и с подъемом популярности многих национальных традиционных форм волынки в Европе.
Сегодня волынка – официальный инструмент военных оркестров и церемоний для англоязычных стран. Кроме того, с ростом интереса к стилю «фолк» и национальной музыке и танцу, многие виды волынок снова стали популярны. Они снова играют на свадьбах и танцевальных вечеринках Европы, а традиции их изготовления бережно реконструируются. В Великобритании, Ирландии, Испании возрождены традиционные Pipe Bands – небольшие оркестры национальных инструментов с волынками в основном составе.
Однако развитие волынки не застыло на уровне XIX века – на данный момент разработаны несколько вариантов электронных волынок. Существуют специализированные клавишные MIDI-волынки, некоторые из них позволяют переключать варианты звучания нескольких разных типов волынок.

Разновидности волынок

Большая шотландская волынка (Great Highland Bagpipes, Piob-mhor)

nullШотландская волынка - самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй - от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах “Pipe Bands”

Камерная волынка (Chamber Pipes)

Уменьшенная копия Хайленда.Не громкая, используется для игры в помещении и с другими инструментами

Малая шотландская волынка (Scottish Smallpipes)

В основу малой шотландской волынки легла малая нортумбрийская волынка (the Northumbrian smallpipes). Ее аппликатура идентичная большой шотландской волынке (the Great Highland Bagpipe).
nullПримечательно, что конец чантера остается открытым; нет клапанов, а в звучании преобладает легато, и реже стаккато, диапазон составляет 9 нот.
Инструмент обычно имеет строй Ля, реже Ре, До, и Си бемоль. Из-за этого чантер звучит на октаву ниже, чем такой же по размеру, но с коническим каналом.
Малая шотландская волынка, как правило, изготавливается без вдувалки так же как и нортумбрийская волынка и бордер (Border pipe). Варианты со вдувалкой тоже возможны, но встречаются реже, т.к. не могут обеспечить хорошее звучание из-за устройства трости.
Чантеры в большинстве случаев делаются без клапанов (встречаются клапаны Соль диез, Фа бекар и До бекар для чантера в Ля), из-за того, что большая часть музыки написана для диапазона 9 нот.
Обычно имеется 3 дрона в общем стоке, которые настраиваю по нижнему Ля чантера в тонику.
Баритон отстраивается в квинту от Ля (в Ми) или на кварту вниз, можно так же перестроить его на тон, бас настраивают на октаву ниже Ля на чантере. Доминантный дрон при игре в Ре может быть выключен или включен.
Многие из волынщиков, играющих на большой шотландской волынке (the Great Highland bagpipes) используют эту волынку в качестве второго инструмента. Похоже, что малая шотландская волынка является результатом обединения принципов нортумбрийской волынки (the Northumbrian smallpipes) и аппликатуры большой шотландской.

Ирландская волынка (Uillean Pipes)

nullСовременный вид ирландской волынки был окончательно сформирован лишь к концу восемнадцатого века. Это одна из самых сложных по всем параметрам волынок. Она имеет чантер с двойной тростью с диапазоном в две октавы. При наличии клапанов на чантере (5 штук) - полной хроматикой. Воздух нагнетается в мешок лягушкой (получается набор Practice set: мешок, чантер и лягушка).
Три дрона Uilleann Pipes вставляются в один сток-коллектор и отстраиваются в октаву относительно друг друга. При включении их специальным клапаном (stop key) дают превосходный богатый количеством обертонов плотный звук. Stop key (выключатель) удобен для выключения или включения дронов в нужный момент игры. Такой набор называется Halfset.
В коллекторе над дронами находятся еще два отверстия, которые в Half set заткнуты обычно пробками. В них вставляются регуляторы тенора и баритона. Басовый регулятор накладывается на коллектор сбоку и имеет свой собственный сток.
Регуляторы в общей сумме имеют 13 - 14 клапанов, которые обычно закрыты. Они звучат только тогда, когда играющий нажимает их во время игры ребром ладони или пальцами в Slow air. Регуляторы похожи на дроны, но, на самом деле, это три видоизмененных чантера имеющих коническое сверление и двойную чантерную трость. Весь инструмент в сборе называется Fullset.
Uilleannpipes уникален тем, что музыкант может извлекать из него до 7-ми звуков одновременно. По своей сложности, многочастности и аристократиности он имеет полное право называться венцом творения волыночной мысли.

Нортумбрийская волынка (Northumbrian Smallpipes)

nullБольшие волынки, предназначенные для исполнения на открытом воздухе (например – Great Highland) известны в Европе примерно с 12 века. Использование мехов (лягушек) в сочетании с волынкой зарегистрировано около 1530 г., но только к концу 16 в. появилась настоящая малая волынка (Nortumbrian bagpipes) с цилиндрическим каналом чантера.
Французская версия – мюзет, с цилиндрическими челночными дронами (”shuttle drones”) получила особую известность в кругах аристократии и просуществовала до 1770-х. Волынка из Северной Европы, в Германии известная под многими названиями ( например, hummelschen), сначала надувалась как и обычная - ртом, с лягушкрй стала использоваться примерно со второй половины 17 в. Вариант с 3 отдельными дронами, объединенными в один сток, похоже, послужил прототипом современной Нортумбрийской малой волынки (Northumbrian smallpipes).
Похожие инструменты были известны в Британии, если судить по сохранившемуся упоминанию о них в неопубликованном трактате о музыкальных инструментах, составленном Джеймсом Тальботом примерно в 1694г.
Самые ранние из найденных Нортумбрийских волынок, возраст которых можно было определить, изготовлены в конце 18 в., когда среди высших классов появилась мода на “домашние” музыкальные инструменты, как флажолет или малая арфа (dital harp). Самые ранние делались из слоновой кости с чантером без клапанов. В начале 19 в. на чантере появились дополнительные клапаны (всего 4 или 5). Затем число клапанов увеличилось до 7.
В середине 19 в. малые волынки пережили некоторый упадок, хотя так и не были до конца забыты. Они оставались предметом узкого академического интереса. В 20 в. интерес к ним возродился в кругу фермерских и шахтерских общин Нортумберленда. Внимание к инструменту привлек рост популярности фолка в 60-х.

Малая бретонская волынка (Biniou koz, Biniou bihan)

nullБретонская волынка с одним бурдоном , чантером (10 нот) и трубкой для нагнетания воздуха. Названия переводятся как “старая волынка” и “маленькая волынка”. Звук на октаву выше шотландского “Хайленда”, строй в разных областях Бретани варьируется (G#, A, B,C). На Biniou koz традиционно играют в паре с бомбардой.

Большая бретонская волынка (Biniou bras)

nullВолынка шотландского типа, появившаяся в Бретани в начале XIX в. Стала популярной только к концу 30-х гг. когда стала использоваться вместо Biniou koz в паре с бомбардой, а также в Бретонских оркестрах волынщиков “Bagad”, сформировавшихся в 50-х гг. XX в.

nullVeuze

Считается старейшей из Бретонских волынок, была распространена на юго-востоке Бретани и в северной части провинции Вандей. Инструмент с одним бурдоном, возможно родственен галисийской “Gaita”. Играли на нем обычно вместе с аккордеоном или скрипкой. Вышел из употребления и был возрожден только в середине 70-х гг. XX века.

Галисийская гайта (Galician Gaita)

nullРазличают три основных вида волынок гайт (Gaita) Галисии:
1. Гайта Tumbal (Roucadora)
Самая большая гайта и наиболее низкая по тембру, строй Си бемоль, строй чантера определяется закрытием всех отверстий для пальцев кроме нижнего под мизинец.
Имеется два дрона - в октаву и квинту.
2. Гайта Normal (Redonda)
Это средняя волынка и наиболее часто встречающаяся. Чаще всего имеет один басовый октавный дрон,реже два дрона(второй тенор почти всегда в октаву или доминанту).
Встречаются экземпляры и с четырьмя дронами бас, баритон, тенор, сопранино.
Строй До.
3. Гайта Grileira (Grillera)
Самая маленькая, изящная и высокая по тембру(традиционно имела один басовый дрон в октаву). Строй Ре.


Источник: http://pipesland.ru/pipes/history, http://www.volynki.ru
Категория: Музыка | Добавил: IrishWolf (18.05.2009)
Просмотров: 8829 | Теги: Бретань, инструменты, статьи, Ирландия, Шотландия, музыка | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новосибирское Кельтское Общество © 2008-2021