Среда, 24.04.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Поиск
Главное Меню
ВКонтакте
Категории раздела
Кельты в городе [20]
Все организации Новосибирска, связанные с кельтской культурой.
История [15]
Происхождение кельтских племен и их долгий путь на места их нынешнего расположения. Вожди и кланы. Войны и периоды мира.
Мифология [7]
Кельтские мифы, саги, предания. Боги и герои. Сказки и легенды прошлого. Научные материалы.
Праздники [21]
Когда отмечаются. Как отмечаются. Почему отмечаются.
Музыка [12]
Кельтская музыка и музыкальные инструменты.
Кухня [22]
Блюда и напитки национальной кухни.
Разное [5]
Все, что не вошло в другие разделы
Форма входа
Новое на сайте
[06.11.2012]
Поздравляем!
[12.10.2012]
The Last Shilling - Концерт в "Нашем Театре"!
[05.06.2012]
Street Fiddlers and Friends: Live!
[30.11.2012][Заведения]
Celtic Dolmen Irish Pub (est. 2012)
[31.01.2012][История]
Discovery. Жажда свободы. Великое ирландское переселение / Moments in Time. Famine to Freedom: The Great Irish Journey
[30.10.2011][Разное]
Танцетерапия или 11 причин отдать ребенка на ирландские танцы
Календарь

Праздники Ирландии
Друзья
Street Fiddlers
Студия Медиваль
Anima Celtica - Celtic Musiс & Dances Festival
W.I.D.A.
Alizbar - сказки арфы
Druidism.ru
The Moonlit Valley
Aon Celtic Art
Celtica.Ru
Вереск.Ру - фолк-музыка в России
Celtic Druids
Dance Irish
...
файлы КИФ Cruachan Alizbar Green'Wood бал FireWater Folks Театр афиши Медиваль ДагдаС музыка Insula Magica Ирландия Шотландия Eirinn поздравления новости Обновления история арфа ИРА танцы вечеринки Праздники Street Fiddlers статьи Feis гастроли WIDA Дискография Концерты SpieleBand need help! Мифология Rover Band Уэльс вечеринка Филармония Бретань Святой Патрик Заведения Кельтская церковь релизы Фестиваль Выставка Художественный музей Пресса кухня Корнуолл языки Видео исполнители инструменты IWTV разное ссылки Elan рецензии алебарда Balmor Путь Танца ТВ Fairy Dance Salmon The Wise download Last Shilling
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Музыка

Ирландская арфа (Irish Harp, Clairseach)
nullМного веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.
Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, какой-то охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты; стало возможным сыграть простенькую мелодию... Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в древней Греции и Риме.
В Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии. Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом. 
На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...
так говорили поэты. Арфу богато украшали - золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. "Волшебным инструментом" называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.
Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII — X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время от той ранней эпохи, в которую традиционная форма ирландской арфы достигла расцвета, до нас дошло всего четырнадцать целых инструментов и их фрагментов. Недостаток конкретной информации еще более усугубляется тем фактом, что у мастеров, создававших традиционную ирландскую арфу, не было обыкновения ни датировать инструменты, ни ставить на них свое имя. Все, что нам известно, — это то, что ирландские арфы были инструментами куда более громоздкими и тяжелыми, чем арфы, бытовавшие в других странах Европы. Начиная примерно с XII в. их струны стали делать из латуни. К XIV в. возникли и сложились два разных типа европейской арфы; одной из них и была громоздкая и тяжелая ирландская арфа, а другой — более легкий и компактный инструмент, обычно называемый готической или романской арфой. По легенде, ирландская арфа появилась весьма необычным путем. Некая женщина заснула на берегу моря и слышала сквозь сон, как ветер гудит сухожилиями в скелете кита, лежавшем неподалеку от нее. Услышав этот рассказ, муж той женщины тотчас сделал деревянную раму и натянул на ней китовые жилы, сделав первую арфу. Не столь романтический, но более достоверный источник говорит, что излюбленный инструмент кельтов был привезен в Ирландию из Греции.
Другая версия гласит, что Арфа была завезена на территорию британских островов финикийскими купцами-мореплавателями ещё за 1200 лет до н. э. При этом, она сначала проникла в Ирландию, затем в Шотландию и Уэльс, и лишь позднее, ко второй половине IX века, под названием «английская цитра» перебралась на континент. Но ирландцы считают, что сами изобрели свою арфу, прообразом которой служил похожий на лиру, четырех-струнный крот или круит (chrotta, cruit, clairseach). Небольшой – высотой около 60 см – инструмент привязывали к поясу и играли на нём плектром. Он был известен со времён заселения британских островов кельтскими племенами, и Боже Вас упаси ляпнуть в пабе, что арфу в Ирландию принесли норманны – воспоминания о битве при Гастингсе надолго отпечатаются в памяти и под глазом! 
Завезённую финикийцами треугольную арфу, местные исполнители продолжали называть по-гэльски круитом и усовершенствовали с учётом своих традиций: укрепили раму и заменили струны из конского волоса - медными, серебряными или золотыми. Такая расточительность не была простой прихотью. Всё своё состояние ирландец вкладывал в акции и облигации в арфу, украшая её золотом и драгоценными камнями, так он было сохраннее. За долги могли отобрать землю, дом и всё имущество, но арфу, согласно закону, конфисковать было нельзя! 
nullВыглядели старинные ирландские арфы примерно так, как инструмент XIV века, называемый «арфа Бриана Бору». Высотой 80 см, с 30-ю металлическими струнами, арфа была богато декорирована. Но в 1796 году её нашли в плачевном состоянии: драгоценные камни и золотые украшения были украдены.
На самом деле, эта арфа никогда не принадлежала королю Ирландии Бриану Мак Кеннети (Brian mac Cennétig) , по прозвищу Бору (Brian Boru, ирл. Brian Bóraimhe), жившему почти за четыре века до этого (941-1014). Но, вероятно была сделана в память знаменитого короля – барда, подло убитого норвежцем Бродиром после победы ирландцев над датскими викингами в битве под Клонтарфом (сегодня это пригород Дублина).
Арфа Бриана Бору, перешедшая по наследству его единственному оставшемуся в живых после битвы сыну Дону (King Donnchadh Donn (d. 1064)), стала для ирландцев символом непрекращающейся борьбы за свободу и независимость.
С давних времён Ирландия чеканила изображение этого подлинно национального инструмента на своих монетах, а в 1645 году, арфа появляется на гербе и национальном знамени Ирландии.
В 1798 году, изображение арфы стало символом соединённой Ирландии под девизом: «Эта новая струна должна быть услышана»
Перефразируя замечательного русского поэта, можно сказать: «Арфист в Ирландии – больше чем арфист».
nullНа королевских приёмах главный бард, в белых одеждах и с золотым обручем на голове сидел рядом с королём. Он шёл впереди войск, направляющихся в бой, вдохновляя их игрой на арфе.
Песни бардов были и историческим архивом, и злободневной прессой. Нередко, именно ирландские арфисты были подстрекателями к активной борьбе против угнетателей. Пользуясь гостеприимством, которое оказывалось арфистам, ирландские оппозиционеры проникали под видом менестрелей в Англию и здесь также продолжали свою борьбу.
В результате в Англии был издан ряд суровых законов против арфистов. В 1367 году ирландским арфистам было запрещено появляться в английских владениях. Генрих VI подписал указ об аресте всех арфистов. Декрет королевы Елизаветы предписывал казнить всех менестрелей, из-за чего многие бежали на континент.  
Но самые тяжёлые времена наступили при Кромвеле. Согласно приказу Лорда Барримора каждый арфист должен был быть схвачен и повешен, а арфа – уничтожена. Казалось, в Ирландии не останется ни одного инструмента!
Как можно казнить музыку? Как можно запретить петь песни и сказывать легенды?
Каким указом можно отменить народную память? Таких глупостей история не прощает. И напротив, бережно хранит для потомков имена выдающихся личностей и знаменитых ирландских бардов.
Турлох О’Кэролан (Turlough O’Carolan, 1670 – 1738) или Тюрлих О'Кэролан, он же Турлаф Керолен, а может и Турлаг или Тарла – таковы различные версии произношения имени, которое по гэльски пишется: Toirdhealbhach Ó Cearbhalláin.
nullСын кузнеца, он получил хорошее образование, благодаря заботе леди Роу, хозяйке имения Макдермотт. В 18 лет Турлох заболел оспой и ослеп. Тогда леди Роу купила ему арфу и оплатила его обучение. 45 лет О’Кэролан путешествовал по Ирландии и прославился не своей исполнительской техникой, а стихами и мелодиями, которые сочинял.
На музыкальный стиль О’Кэролена оказали влияние популярные композиторы того времени Корелли и Вивальди. До нас дошло более двухсот написанных им мелодий и текстов к ним. Самую известную мелодию – «Прощай музыка», согласно легенде, Турлох сочинил, предчувствуя скорую смерть. 
Музыка О’Кэролана продолжает звучать в Ирландии в исполнении современных арфистов. Её играют везде, в том числе и на зародившемся ещё в I веке при короле Олаве Фодле (Ollamh Fodhl), музыкальном фестивале бардов и арфистов, который проводился каждые три года в древней столице Ирландии Таре.


Источник: http://harpist-ka.livejournal.com/47858.html
Категория: Музыка | Добавил: IrishWolf (18.05.2009) | Автор: harpist_ka
Просмотров: 10374 | Теги: инструменты, арфа, статьи, Ирландия, музыка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новосибирское Кельтское Общество © 2008-2024