30 ноября вся Шотландия отмечает национальный праздник - День Святого Андрея – небесного покровителя страны. Этот день официально является выходным. Но праздества не ограничиваются только этим днем. С 23 ноября по 9 декабря в живописном средневековом шотландском городке Сент-Эндрюс проводится праздник – массовые гуляния. По всему городу проводятся памятные мессы в храмах, концерты народной и классической музыки, выставки живописи, фотографии и ремесленных изделий, шотландские танцы и фейерверки - и это еще не весь перечень праздничных мероприятий. В городе проходит ярмарка еды и питья, на которой лучшей овсяной каше присуждается награда Golden Spurtle Award.
В некоторых графствах св. Андрей считается покровителем кружевниц. В этот день мастеровые много ели и пили, ходили друг к другу в гости, а вечером устраивали маскарад с переодеванием женщин в мужскую одежду, а мужчин - в женскую.
Этот праздник также не обходится без гаданий. По традиции в ночь перед Днем св. Андрея девушки молят его o суженом. Бросают туфлю к двери и загадывают желание: если нос туфли указывает на выход, значит, в течение года девушка выйдет замуж и уйдет от родителей. А если хотят узнать имя будущего мужа, берут яблоко, аккуратно срезают кожуру так, чтобы она не порвалась, и бросают ее через плечо. Если кожура образовывает какую-то букву алфавита, то с этой буквы будет начинаться имя жениха.
Причин, по которым святой Андрей был избран покровителем Шотландии, могло быть две. Согласно первой, в середине IV века по приказу императора Константина Великого мощи святого Андрея были перенесены из Патраса в Константинополь, столицу Восточной Римской империи. Монаху Рулсу, которому поручили это задание, во сне явился ангел. Ангел сказал ему, что большую часть останков нужно унести далеко на северо-восток. Во время морского перехода корабль с монахом на борту потерпел крушение, однако Рулса вместе с мощами вынесло на восточное побережье Шотландии, в Файф. Там и было основано поселение под названием Сент-Эндрюс.
Вторая теория такова: живший в Шотландии в VII веке святой Уилфрид, епископ Эксемский, доставил домой из поездки в Рим часть мощей святого Андрея. Мощи попали во владение короля пиктов Энгуса Мак Фергуса, который и привез их в Сент-Эндрюс, чтобы повысить престиж местного епископства.
С именами святого Андрея и короля Ангуса связана еще одна легенда: однажды, когда король Энгус готовился к битве с армией короля Нортумбрии (знаменитая битва при Нехтансмере), во время молитвы на небе король увидел белый крест на фоне синего неба. Энгус одержал убедительную победу, после которой он объявил святого Андрея покровителем своей страны.
Крест святого Андрея появляется на печатях епископства Сент-Эндрюс в XII веке, а с конца XIII века и на государственных печатях Шотландии. И только лишь после знаменитой победы Роберта Брюса при Баннокберне в 1314 году святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии, а сине-белый стяг с диагональным крестом Андрея Первозванного стал флагом страны в 1385 году, когда Дуглас под этим знаменем вел свои отряды в сражении при Оттерберне.
Есть и еще она теория. По старинному преданию, племя скоттов пришло на Британские острова из причерноморских скифских степей, где в I веке Андрей Первозванный проповедовал учение Иисуса Христа. Примечательно что "шотландско-славянская связь" дала о себе знать спустя 17 столетий после смерти апостола. Шотланды сыграли немалую роль в деле учреждения в России ордена и флага Андрея Первозванного, только в России он "вывернут наизнанку" - голубой крест на белом фоне.
Город Сент-Эндрюс, ныне являющийся местом паломничества любителей игры в гольф, в средние века магнитом притягивал к себе христиан-пилигримов и был религиозной столицей Шотландии. Несмотря на то, что теории о "шотландских" корнях святого Андрея так сильно отличаются друг от друга, очевидно одно: селение, названное позже Сент-Эндрюс, изначально - с V века - было местом, где жили ранние христиане.
Несмотря на библейское прошлое святого Андрея всешотландское признание пришло к нему далеко не сразу, поскольку к моменту роста его культа в разных частях страны население уже поклонялось разным христианским святым. В первые столетия культ святого Андрея ужился в основном у пиктов, хотя позже его образ использовался королем Конном II для формирования из пиктов и скоттов единой нации.
Король скоттов Дэвид I, живший в первой половине XII века, активно ратовал за то, чтобы город Сент-Эндрюс, в то время епископский центр, стал архиепископством Шотландским. Огромный собор, строительство которого началось в 1160 году, по размерам должен был перекрыть соборы в Кентербери и Йорке, которые претендовали на управление шотландской церковью. Строительство велось аж до 1318 года. В 1559 году, в бурное время Реформации, храм с мощами святого Андрея в Сэнт-Эндрюсе был уничтожен. Лишь спустя 320 лет другие останки святого вновь попадают в Шотландию - из Италии.
Мощи святого Андрея - или по крайней мере их часть - можно наблюдать в Шотландии и поныне: в Сент-Эндрюсе и Эдинбурге.